Вечность в дырах и смешные люди: лучшие арт-события недели
1. Выставка «ВИДЕОДЫРЫ: I do not know what it is I am» по 20 января в ЦВЗ «Манеж»
Надо спуститься на цокольный этаж Центрального Манежа, пройти вдоль двух залов — в одном люди утыкаются носами в иллюстрации книг издателя Воллара, в другом, самом шумном и многолюдном, возбужденно-оживленно рассматривают предметы советского быта (это выставка «Советский дизайн 1950–80-х»), — чтобы в третьем быть проглоченным «Видеодырами». Здесь можно увидеть много интересного, в частности, новую работу дуэта ПРОВМЫЗА «Вечность», впервые показанную на Римском кинофестивале. Российская премьера проходит в привычном для нижегородских художников выставочном пространстве. Впрочем, «Видеодыры» — проект, где граница между галереей и кинозалом прозрачна. Как и прочие границы — между жанровым развлечением и духовной медитацией, чистым видеоартом и нарративными опытами.
Выставка, в подзаголовке которой процитирован вторящий Сартру парадокс Билла Виолы («Я не знаю, что такое я есть»), — единственная из манежных обращена не в прошлое, но в будущее. И «Вечность», и четырехканальное видео Джулиана Розефельда «Моя родина — это темный и облачный край», и биполярный эпос Йеспера Юста (или, если произносить имя интернационального датчанина на американский лад, Джеспера Джаста) «Этот безымянный спектакль» — визуальное искусство будущего, пусть и произрастающее из великого кинематографа ХХ века (Тарковского, Херцога, Висконти). Правда, из девяти составляющих «Видеодыры» работ больше половины ретроспективные: куратор Ольга Шишко продолжает традиции Медиафорума Московского кинофестиваля и проекта «Расширенное кино», выполняющих еще и просветительскую миссию. Эволюцию визуальных экспериментов иллюстрируют выдающиеся опыты: снятый на архивный уже VHS-формат фильм Билла Виолы «Шотт-эль-Джерид (Портрет в тепле и свете)» (1980); тайский «Город ангелов» (1983) Марины Абрамович и Улая, где монахи буддистского храма становятся перформерами, замирающими в «живых картинах»; анализирующие фотографическую природу времени «Белый десерт» (1980) Тьерри Кюнцеля и «Слепое пятно» (2003) Гари Хилла. Все участники исключительно звездные, ни одной проходной работы; стоит выделить на поход часа четыре, чтобы ничего не пропустить.
2. Выставка «Эксперименты Джона Кейджа и их контекст» по 20 января в фонде «Екатерина»
Экспозиция, приуроченная к 100-летию композитора (известного более всего, что и справедливо, и нет, произведением «4’33”» — трехчастной пьесой, в течение которой музыканты не извлекают из своих инструментов ни единого звука), — часть кураторской дилогии Виталия Пацюкова. «Джон Кейдж. Молчаливое присутствие» скоро откроется в ГЦСИ, а многоэтажное пространство фонда «Екатерина» уже отдано Кейджу — его партитурам, фотографиям, фильмам о нем. Отдельный зал — своеобразная инсталляция о Кейдже как наследнике по прямой Марселя Дюшана, отдельный — работы российских художников, вдохновленные Кейджем или посвященные ему. Это, конечно, чертовски увлекательная секция, этакая «Гудбай, Америка!», разрушающая миф о действенности любых железных занавесов. Диалог с мэтром (иногда буквально, как Андрей Монастырский, Георгий Кизельватер и Никита Алексеев, написавшие Кейджу письмо) вели Илья Кабаков (чит. альбом), Владимир Тарасов (сл. «Концерт для мух»), Дмитрий Пригов (см. перформанс). Отдельной строкой — остроумные посвящения Кейджу от Леонида Тишкова, Германа Титова, Кирилла Серебренникова, Ирины Наховой. Выдающийся проект на стыке искусств.
3. Проект «ДИАЛОГИ» на «Платформе» с 6 по 9 декабря
Не менее затейливые отношения между современным искусством, музыкой, танцем и театром выстраиваются в «Диалогах», затеянных «Седьмой студией» на «Платформе». Это четырехдневный марафон, включающий четыре концерта Memory Spaces (экспериментальная музыка Элвина Люсьера, Майкла Гордона, Энни Госфилд), танцевальный спектакль компании «Диалог Данс» Code unknown и две драматических постановки — «Мальчики пахнут апельсинами» латышского режиссера Владислава Наставшева (по Гаю Дэвенпорту, впервые переведенному на русский Дмитрием Волчеком) и Funny Dream. Последнее название самое интригующее: это камерный спектакль, придуманный тремя участниками «Седьмой студии» — режиссером Ильей Шагаловым и актерами Филиппом Авдеевым и Александром Горчилиным. Ребята фантазировали, отталкиваясь от «Сна смешного человека» Достоевского: в процессе репетиций «фантастический» рассказ дополнился мотивами Сартра.