Кадр из фильма «Денис Давыдов Trip»
Кадр из фильма «Денис Давыдов Trip»

Первый конкурсант — неигровой фильм Антона Серегина и Ксандры Колесник «Денис Давыдов Trip», сознательно грубо снятая и смонтированная хроника одного дня русской провинции. В Ульяновской области, на родине Дениса Давыдова, празднуют его очередной — 228-й — день рождения. Празднуют от души — театрализованными постановками боев 1812 года, романсами про франтов минувших лет, песнями в три притопа про красивых гусаров и обильными семейными обедами: рыба-мясо, рыба-мясо. Программный директор «Движения» Стас Тыркин выбрал фильм студентов Марины Разбежкиной для старта конкурса из-за легкой провокационности «Трипа»: колоритная сама по себе среда запечатлена смачно и подробно (даже чересчур — хронометраж в 69 минут кажется перебором) удивленными, зачарованными и немного испуганными глазами горожан, оказавшихся за тридевять земель от родного тихого дома, в мире витальных варваров. Здесь даже интеллигенция не такая анемичная, как в столицах: авторы фильма хладнокровно фиксируют, как герои — хранители светлых традиций, поддерживающие живительный огонь в очаге культуры (это я стараюсь говорить сообразно замечательным персонажам), — режут козленка, чтобы съесть его мясо за веселым семейным столом, не забыв бросить с щедрого стола куски домашним кошкам и собаке. Возможно, из-за этой иногда брезгливой завороженности почти инопланетной фактурой, возможно, из осознанного нежелания давать личный комментарий происходящему, молодые авторы останавливаются в своем путешествии на полпути. Это отличный видеодокумент без сформулированной авторской позиции; режиссерский дуэт выступил наблюдателями, никак, даже на этапе постпродакшн, не вторгающимися в течение жизни других гуманоидных форм.

Кадр из фильма «Линара»
Кадр из фильма «Линара»

Такой метод снижает эмоциональный эффект фильма, но все же тоньше, чем тот метод, которым пользуется режиссер «Линара», второго документального фильма в конкурсе. Настя Тарасова следует за маленьким героем, уфимским мальчиком с искусственным сердцем, ждущим трансплантации сердца донорского, в Бергамо (в России детская трансплантология под запретом). История изначально душераздирающая, но я чуть не захлебнулся в хлынувшей с экрана сели сентиментального умиления. Видимо, опасаясь за недостаток пафоса в кадре (сопровождающий Линара доктор Марсель добродушен, спокоен и к драматизации событий, как всякий нормальный доктор, не склонен, еще меньше пафоса у клоунов, развлекающих ребенка, буквально прикованного к стимуляционному аппарату, или итальянских ровесниц Линара из детской благотворительной организации), режиссер злоупотребляет патетической музыкой — тут и здоровое сердце разорвется.

Кадр из фильма «Маруся»
Кадр из фильма «Маруся»

Мне ближе сдержанная, но чувственная интонация Евы Перволовичи, румынского режиссера, чей фильм «Маруся» снят на русском языке в Париже с Динарой Друкаровой и маленькой Мари-Изабель Штейнман в главных ролях. Причем Мари-Изабель играет саму себя — реальную кроху-скиталицу, перебирающуюся вместе с непутевой матерью из ночлежки в ночлежку. Но ничего общего, скажем, с фильмом Аньес Варда «Без крова и вне закона» у Перволовичи нет; ближайший аналог ее фильма — шедевр Тицци Кови и Райнера Фриммеля «Малышка», La Pivellina, только у нас его, увы, мало кто видел (хотя могли: Петр Шепотинник привозил его на ММКФ). В общем, у Перволовичи есть схожее ощущение сиротства как блаженства (сиротства в глобальном смысле как абсолютной свободы, ненужности ни Богу, ни людям), есть поэтизация быта, радость простых вещей. Но есть и киноманские штучки: мужчин, дающих героине Друкаровой временный приют и тепло, играют гениальный режиссер-странник Шарунас Бартас, младший брат другого маргинального гения, Гелы Баблуани, Георгий Баблуани и альтер эго Лео Каракса Дени Лаван.

Кадр из фильма «Звено»
Кадр из фильма «Звено»

Без детской темы не обошелся и хоррор Романа Романовского «Звено», миксующий вечный пионерлагерный фольклор с реальными историческими страшилками. Но визуальный стиль «Звена» на мой вкус слишком близок к усредненным стандартам би-муви и телекино. Сериалы портят зрение — еще одна детская болезнь?

 

Читайте по теме:

Вадим Рутковский: Иди и снимай. Омский кинофестиваль дебютов открыт