Антон Сазонов /

Кино на «Снобе»: документальная комедия о кризисе, кино и самовыражении «Ноль с половиной»

Спецпроект, посвященный лучшим молодым фильмам, продолжает остроумный и ироничный неигровой проект Байбулата Батуллина — хроника жизни одного молодого кинорежиссера, чьи планы вступают в неравную схватку с реальными возможностями

+T -
Поделиться:

Байбулату Батуллину 22 с половиной года. Он учился на артиста ансамбля в Казанском хореографическом училище, но всегда мечтал снимать кино. Для чего и поступил в Московскую школу кино на режиссерский курс к Алексею Попогребскому. Батуллин еще и актер — его, например, можно будет увидеть во втором сезоне сериала «Закон каменных джунглей», который снимает документалист Павел Костомаров. «Ноль с половиной» — документальная курсовая работа Батуллина, сделанная в киношколе. Но оригинальность и глубина фильма про режиссера, который задумывает снять ремейк шедевра Робера Брессона «Наудачу, Бальтазар», но не выдерживает тяжести поставленной задачи, совсем не студенческие. Онлайн-премьера — у нас.

Про римейк «Трансформеров». Это, конечно, смешно... В 2007 году, посмотрев «Трансформеров», неожиданно для себя я вдохновился. Купил у друга за 80 рублей все его биониклы и снял «блокбастер» на VHS-камеру. Тогда я еще почему-то не знал, что можно монтировать на обычном компьютере — снимал в монтажной последовательности. Если дубль был неудачный, отматывал и писал поверх неудачного дубля. А саундтрек делал с помощью магнитофона, который лежал на полу, и я большим пальцем ноги нажимал на PLAY. Получился 15-минутный скучнейший детский бред. Устроил показ дома. Был полный провал. Папа не досмотрел до половины. Брат сказал, что нужно было оставить последние две минуты — именно там был весь экшн со взрывами и горением. 

Про мечты и ожидание. Это первый мой опыт. А так, я в детстве, как и многие, мечтал сняться в каком-нибудь голливудском боевике. В общем-то я и сейчас мечтаю об этом. Чтобы осуществить мечту, я не стал ждать чудо-приглашения — решил сам снять фильм и самому сыграть всех персонажей. «Фильм» был на мною вымышленном языке. Вместо штатива была стремянка. К тому моменту я узнал, что можно монтировать на обычном компьютере. Снял и выложил этот треш в интернет. Отметил всех друзей «Вконтакте» на этом видео, и многие попросили продолжения. И я снял сиквел уже с погонями на улице. В первом фильме все происходило только в квартире. Потом я решил подавить самолюбие и попробовать поснимать актеров. Снял фильм (звучит громко, конечно) «Испытание судьбы». И просто выложил его в интернет. Мне «Вконтаке» написали организаторы кинофестиваля любительских фильмов «Метрополис», который проходил в Санкт-Петербурге. Предложили поучаствовать. Я отнесся скептически. Позже мне позвонили и сказали, что фильм попал во внеконкурсную программу, и в связи с этим фестиваль покроет расходы режиссера и продюсера на поездку и проживание. Мне разрешили взять вместо продюсера актрису. Мы вдвоем с актрисой полетели в Питер. Ну прям сказка какая-то. Мне 16 лет. А я с актрисой лечу на фестиваль. К сожалению, его провели первый и последний раз. Но он, кончено, был идеальный с точки зрения организации. Спасибо Александру Сокурову и всем организаторам. Была очень крутая программа, и, знаете, все эти пять дней я молчал. Я был единственный 16-летний танцор, а там взрослые, серьезные киношники. И тогда я понял, что пока мне запрещено снимать кино. Наслушавшись мастер-классов от прекрасных киноведов, режиссеров, сценаристов, я понял, что для этого нужно дорасти, поумнеть, созреть. Год назад понял, что ждать бессмысленно. 

Про первый набор. На самом деле я пока сам не понимаю, насколько я счастлив, что оказался в стенах именно Московской школы кино. Выводов делать пока не хочется, все-таки еще целый год учебы впереди. Но смело могу сказать, что главное преимущество — это неравнодушие куратора и школы в целом. Это редкость не только для киношкол, но для российского образования в целом. Очень круто то, что школа пытается познакомить нас с реальной индустрией. Скажем, во время блока рекламы мы получали реальные брифы от реальных клиентов и агентств. В этом семестре знакомимся с сериалом. Да, нужно учесть, что мы первый набор. Я даже завидую будущим студентам. 

Про репродуктивное здоровье. Хотел сказать, что про предыдущие работы я уже написал, но, оказывается, нет. В рамках рекламного блока я снял неоднозначный рекламный ролик о репродуктивном здоровье с участием голоса Владимира Познера. «Поговорите со своим ребенком о репродуктивном здоровье» — название ролика на YouTube

Про тихий ужас. Нужно было найти интересного героя для курсовой работы. Я подумал, что может получиться любопытная история про Айрата. Я знал, что Айрат собирается поехать поступить во ВГИК. Мне показалось, что можно снять кино про то, как необычный деревенский парень, киноман, мечтающий стать кинорежиссером, отправляет работы во ВГИК, а потом едет на очные туры. И тут, когда я ему предложил это, он мне между делом сказал, что собирается снять ремейк фильма Робера Брессона «Наудачу, Бальтазар». Ну я сразу предложил: а может снять кино о том, как ты снимешь кино? Вероятность того, что он это снимет, была не стопроцентная, конечно, но была. И тогда мы оба не понимали, на что идем. Я удачно защитился на питчинге. И на протяжении полугода приезжал на каждые праздники к Айрату, жил у него в деревне все зимние каникулы. И, что предсказуемо, я ему надоел. Я же ходил сутками рядом с ним с камерой и молчал... просто снимал. Представьте друга, который возьмет камеру и будет молчать и снимать вас полгода. Это же ужас.

Про Феллини. Если б Айрат все-таки снял кино до защиты курсовой, название было бы другое. Айрат не снял кино, но мне нужно защитить курсовую. По-моему, он сам даже предложил назвать мое кино «0 ½». Точно не помню. Возможно это было тогда, когда он в очередной раз рассказывал мне про «8 ½» Феллини. 

Про затраты. Съемки проходили в селе Кшклово — это 60 км от Казани, в казанской квартире героя и в Казанском авиационном университете. Я, если честно, не знаю, какой бюджет этого фильма. При желании можно, конечно, высчитать. Около 10 плацкартных билетов Москва — Казань плюс мелкие расходы. 

Про открытие. Вообще, документальное кино для меня — открытие. Я до этого даже не подозревал, что документальное кино может быть таким же захватывающим, как игровое. Документальное кино у меня ассоциировалось с телевизионными документальными фильмами. А когда мы уже начали снимать этюды, я понял, что давно уже люблю документальное кино. Я, как и многие, люблю смотреть видео в интернете. Это же тоже документальное кино. Мало того, я когда-то был автором-ведущим передачи в интернете. Мы делали обзоры на смешные ролики... Мне даже порой кажется, что я теперь документальное кино больше люблю, чем игровое. Хотя это зависит от настроения. 

Про приоритеты. Сейчас в приоритете учеба. Собирался доделать и выложить 10-минутный клип, который снимал в рамках летних заданий. Но есть такое подозрение, что нужны досъемки. А может, и пересъемки. Кроме того, сейчас основная цель — найти и разработать интересную историю для диплома. Как я сейчас понял, все идеи, с которыми я пришел в школу, они полнометражные. На полный метр есть немало идей. Но сейчас задача найти короткую историю для диплома.

Другие фильмы проекта:

Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу koroche@snob.ru.