В Школе-интернате для обучения и реабилитации слепых занимаются по шрифту Брайля
В Школе-интернате для обучения и реабилитации слепых занимаются по шрифту Брайля Фото здесь и далее: пресс-служба

Город больших возможностей

С каждым годом в столице создаются условия для развития инклюзивной среды. Пандусы, тактильная плитка, поручни и подъемники — все больше социальных объектов становятся доступны незрячим, глухим и инвалидам-колясочникам.

Во многих музеях Москвы для слепых и слабовидящих людей установлены тактильные макеты, выполненные шрифтом Брайля. Взрослые и дети с ограничением по зрению получили шанс «увидеть» картину и оценить работу художника или скульптора. Для глухих посетителей экспонаты оснастили текстовыми описаниями и специальными видеороликами на жестовом языке. Так искусство стало доступно каждому.

Развитие инклюзии в городе продолжает совершенствоваться с внедрением тифлокомментирования. Слепые и слабовидящие жители столицы начали ходить в театры и «видеть» все, чего не видели раньше. Посетители с особенностями здоровья надевают наушники и в режиме реального времени получают информацию о том, что происходит на сцене. В паузах между репликами актеров тифлокомментатор описывает действия героев постановки, их мимику и движения.

Сегодня Москва стала городом, где для людей с разными формами инвалидности доступны новые возможности. Комплексная работа реабилитационных центров позволяет детям и взрослым полноценно интегрироваться в общество.

В Москве сегодня работают 18 реабилитационных и реабилитационно-образовательных центров, где дети с инвалидностью получают не только знания, но проходят комплексную реабилитацию. Город поддерживает детей с особенностями здоровья, предоставляя много возможностей для социализации и развития.

Совсем недавно в городе на базе Центра социальной интеграции Дианы Гурцкая (ЦСИ) открылась Академия парфюмерии для слепых и слабовидящих детей. Как рассказала заммэра Анастасия Ракова, здесь незрячие и слабовидящие дети под руководством опытных наставников учатся создавать эксклюзивные ароматы для свечей.

«Когда мы создавали академию, думали о том, что истинный талант не имеет границ и заключается в умении видеть мир сердцем. У людей с нарушениями зрения есть особый дар — тонко чувствовать запахи и создавать парфюмерные композиции».


«Идея пришла, когда мы запустили в Центре уникальные спектакли в полной темноте. Восторженные отзывы зрителей были для нас сигналом того, что нужно развивать это направление, придумывать новые форматы, чтобы задействовать обоняние», — рассказывает директор Центра социальной интеграции Дианы Гурцкая Федор Мольков. «С помощью академии нам хотелось дать возможность воспитанникам задействовать в творчестве их сильные стороны. В нашем Центре мы помогаем ребятам раскрыть свой творческий потенциал, показываем возможности большого города и делаем все для того, чтобы они социализировались, нашли настоящих друзей и обрели наставников в лице наших специалистов».

Центр социальной интеграции Дианы Гурцкая был открыт Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы при личном участии народной артистки России ещё в 2018 году. Главной целью организации стало желание подарить особенным детям возможность проявить свою индивидуальность, реализовать себя и стереть барьеры между людьми с инвалидностью и без. В их числе оказался и 11-летний житель столицы Слава Ишмуков.

Вопреки диагнозу

Слава потерял зрение в два года. Смышленый и активный мальчишка выиграл битву за жизнь, но видеть мир перестал. Ребенок погрузился во тьму буквально за две недели, и ужас, который испытала мама Славы, Елена Ишмукова, был практически осязаем. Дни напролет ее сын находился в больнице без сознания, а когда открыл глаза, Елена поняла: «Как прежде уже не будет».

«У меня был огромный стресс, — вспоминает Елена. — Я не знаю, откуда мы черпали силы, чтобы все это пережить, но мы смогли. На адаптацию ушел год. Мы смирились с произошедшим и начали искать варианты, где и как можно развивать незрячих детей. Сначала мы нашли садик для слепых, потом в нашей жизни случился Центр социальной интеграции Дианы Гурцкая».

«В Центре я занимаюсь танцами, вокалом и участвую во всех мероприятиях, — объясняет Слава Ишмуков. — У нас есть группа «Танцы в темноте», где мы танцуем на ощупь. На сцене у нас есть ориентиры: полиэтилен и вентилятор. Вентилятор ставится в центр, а полиэтилен прокладывают по периметру сцены. Это помогает нам определить, где мы находимся в момент очередного танцевального па. Сами понимаете, не хотелось бы упасть во время выступления», — шутит Слава.

Застать мальчика дома практически невозможно — он все время занят. Помимо школы и занятий в Центре, ребенок учится в музыкальной школе по классу фортепиано, играет в гандбол, участвует в олимпиадах и конкурсах, осваивает коньки. Как-то Слава признался маме, что он живет под девизом: «День, прожитый дома — день, прожитый зря». Именно неуемная энергия Славы позволяет Елене не унывать и смотреть на все под другим углом.

Адаптация через творчество

Жанна Кудрявцева — заведующая отделением социальной адаптации Центра реабилитации инвалидов «Бутово». Она уже много лет работает с людьми с особенностями здоровья и знает, каких титанических усилий требует их социализация и адаптация к внешнему миру. В Центре как взрослым, так и детям с инвалидностью прививают бытовые навыки.

Центр реабилитации  инвалидов в Бутово
Центр реабилитации инвалидов в Бутово

Для нормотипичного человека приготовление утренней яичницы, завязывание шнурков или легкая уборка квартиры не вызывает особых сложностей. Но если у человека сложный диагноз, то «будничные дела» переходят в разряд трудно выполнимых. Помогает только практика.

По словам Жанны, в их Центре много времени уделяется творческим занятиям. Дети и подростки проводят часы в гончарной мастерской, учатся шить, занимаются музыкой и фотографией. Это помогает ребятам «нащупать» свои сильные стороны.

«Все творческие занятия направлены на восприятие окружающей среды, — рассказывает Жанна Кудрявцева. — Конечно, если у ребенка не работают руки, мы не научим его рисовать. Но мы можем найти в нем потенциал к пению или к чтению стихов. Мы ищем то, что уже заложено в ребенке, или то, что еще можно развить».

«У нас были ребята с ограничениями по зрению, с нарушениями в речи. И они просто потрясающе играли на фортепиано и, повзрослев, продолжили развиваться в этом направлении. Мы — старт для таких мальчишек и девчонок. Мы — возможность показать себя, реализоваться, получить позитивные эмоции, поверить в свои силы. Иногда родители особенных детей не верят в то, что их ребенок способен выступить на сцене. Но ребята идут, выступают, показывая невероятный результат. И это так здорово!»

Город не забывает и о малышах: в 2021 году в столице появилась Служба ранней помощи для детей с особенностями здоровья. Поддержку получают дети в возрасте от 0 до 3 лет, а также их мамы и папы. За все это время команда организации «выпустила» из своих дверей сотни мальчишек и девчонок.

«Для каждого ребенка выстраивается индивидуальная программа со своими целями и задачами, — объясняет руководитель Службы ранней помощи Татьяна Бенграф. — Она воплощается в жизнь на индивидуальных занятиях со специалистами ранней помощи: логопедами, психологами, дефектологами и двигательными терапевтами. За счет индивидуального подхода к каждому малышу и его семье результаты не заставляют себя ждать. Для кого-то огромным достижением будет протянуть руку маме или просто посмотреть на игрушку. А кто-то уверенно пойдет в детский сад и не будет отличаться от сверстников. Вместе с родителями мы радуемся любым изменениям к лучшему».

Подготовила Наталья Ходнева