Иллюстрация: Мария Аносова

Любимова.jpg

Елена Любимова, переводчик, преподаватель

Италия

Мой отец, профессор и академик, утверждает, что работу и жену нужно выбирать одну и навсегда. Но в современном мире существует тенденция — менять профессию чуть ли не каждые пять лет. По мне, все же есть одно большое направление, которое человек выбирает по жизни. За редчайшими исключениями, я не верю, что человек может быть выдающимся финансовым аналитиком, а также ядерным физиком. То, что любишь, нужно делать изо всех сил — на полную.

киктенко.jpg

Анна Киктенко, журналист, писатель

Сегодня вполне можно жить и без высшего образования. Появилось столько много новых профессий, освоить которые можно онлайн. Другой вопрос — хорошо бы иметь несколько профессий, потому что мир стремительно меняется. Безусловно, одна из специальностей должна быть цифровой, еще один важный навык — печь хлеб, и третье — необходимо уметь грамотно выстраивать коммуникацию.

азовская.jpg

Дарья Азовская, стилист, журналист

Мне кажется, что важность высшего образования на постсоветском пространстве сильно преувеличена. Не всем специалистам оно вообще нужно. Классическое высшее образование, по большому счету, — это возможность присоединиться к своим будущим коллегам, познакомившись с ними, расширить свой кругозор и научиться понимать разные виды мышления. Во многих странах мира далеко не все выбирают путь студента. Нужно ли высшее образование современному художнику или музыканту, блогеру или стилисту? Это всегда индивидуальная история. Мне кажется, что бездумное стремление обязательно получить высшее образование (не важно, какое, где и зачем) — не очень полезная идея.

Лейв.jpg

Елена Лейв, преподаватель, консультант

Германия

Мне кажется, вопрос не в количестве, а в качестве образования. И этот вопрос нужно ставить перед собой еще до вуза. Главное — умение учиться. При выборе направления образования нужно подумать об универсальности знаний и перспективности профессии в будущем. Да, мир меняется, ситуации тоже, и предугадать очень трудно. Но можно сразу отсечь многие направления как абсолютно бесперспективные. В Германии я наблюдаю абсолютную невостребованность многих гуманитариев — предсказать, что они не найдут работу по специальности по окончании университета, можно было еще до поступления. Если молодой человек четко понимает, что он учится для себя, а не ради диплома, если он знает, зачем ему это образование, то второе ему не понадобится. В случае необходимости можно пройти курсы и доучиться.

Постникова Ольга .jpg

Постникова Ольга, АНО «Центр социальной помощи "Доброе дело"», выпускница программы «Женщина-лидер»

Два или три диплома о высшем образовании точно человеку необходимы. Но понятие «высшее образование» я определяю более широко, чем это принято. Я включаю сюда и переподготовку, и повышение квалификации. Такое образование состоит из блоков и ступеней, которые ведут человека к его цели. Селфмейкинг — это безусловный тренд. А если говорить о софт-скиллс, то мы постоянно находимся в образовательном треке. Особенно это касается лидеров: мир постоянно меняется, и важно быть гибким, обладать разными компетенциями.

Гузель Хуснуллина (Махортова).jpg

Гузель Хуснуллина (Махортова), психотерапевт, кандидат психологических наук

Однозначного ответа здесь быть не может. Лично мне обилие корочек кажется подозрительным: отдает нарциссическим расстройством личности, когда человек пытается заполнить внутреннюю пустоту обилием знаний и навыков, которые не успевает применить на пользу обществу. Это такое же потребление, шопоголизм в своем роде.

диана алексеева.jpg

Диана Алексеева, финансовый юрист

В современном обществе нередко можно встретить человека с двумя, тремя, даже пятью дипломами о высшем образовании. Такая необходимость — приобрести дополнительные навыки — может быть обусловлена спецификой работы. Например, банковскому юристу зачастую недостает экономического образования. А также это может объясняться масштабом личности — если речь, к примеру, идет о руководителе крупной компании, ведущем эксперте или стратеге. Бывает, что человек просто коллекционирует дипломы и так и не находит свое место в жизни. Думаю, что качественного высшего образования, полученного в достойном вузе, вполне достаточно как для достижения общего интеллектуального уровня, так и для продвижения по карьерной лестнице. Недостающие навыки и умения вполне можно приобрести более щадящим путем — пройдя профильные вебинары и краткосрочные программы обучения. Важно, чтобы дополнительно приобретенные знания были реализованы и позволили человеку двигаться вперед, служили кирпичиками для построения здания, а не просто пополнили шкатулку с научными секретами, так и оставшись невостребованными.