
Гаджеты и дети: инструкция по безопасности от клинического психолога

Что не так с гаджетами — почему они вдруг стали врагами детского мозга?
Основная опасность гаджетов для развивающегося детского мозга в том, что они мешают своевременному и полноценному формированию так называемых Высших психических функций. ВПФ — это фундамент мышления, памяти и воли, который активно закладывается к семи годам. А цифровая среда, где доминируют короткие, быстро сменяющиеся ролики и бесконечный поток информации при скроллинге, приучает мозг ребенка эмоционально реагировать, а не погружаться в размышления. В результате снижается объем рабочей памяти, ведь мозгу нет нужды кодировать информацию в долговременное хранилище, если новый стимул появляется каждые несколько секунд. Еще страдают внимание и способность к концентрации, а пассивный просмотр видео может замедлять развитие словаря — ведь проще «лайкнуть», чем сформулировать и высказать свою мысль. Наконец, деградирует и само мышление, поскольку алгоритмы зачастую подсовывают готовые ответы, лишая мозг необходимой тренировки при самостоятельном поиске решений.
Какие именно ВПФ страдают от гаджетов больше всего — внимание, память или все сразу?
Когда мы говорим о готовности к школе и успешном развитии, мы имеем в виду сформированность ключевых Высших психических функций. К семи годам у ребенка уже должны быть хорошо развиты, во-первых, произвольное внимание — то есть умение сосредотачиваться на задаче, например, слушать объяснения учителя, а не отвлекаться на посторонние звуки. Во-вторых, важна смысловая память, которая позволяет запоминать не просто яркие картинки, а понимать и удерживать сюжеты, логические связи между событиями. В-третьих, это речевое мышление, то есть способность облекать свои мысли и идеи в словесную форму, а не ограничиваться указательными жестами или односложными описаниями. И, конечно же, эмоциональная регуляция — умение контролировать свои порывы, справляться с фрустрацией и разочарованием без истерик. Избыточное и бесконтрольное использование гаджетов как раз и может тормозить гармоничное развитие всех этих важнейших функций.
Какие цифровые привычки особенно вредны для детей?
Совершенно бесцельное листание коротких видео, когда мозг ребенка фактически переходит в «автопилотный» режим пассивного потребления. Сюда же можно отнести игры с бесконечным циклом, вроде Subway Surfers, которые не требуют сколько-нибудь значимого когнитивного участия и осмысленности действий. Даже кажущиеся безобидными социальные сети для малышей, например Roblox, могут быть не так уж хороши, если общение в них сводится к обмену смайликами и не способствует развитию полноценных коммуникативных навыков. Хорошая новость в том, что эти привычки можно скорректировать, ведь детский мозг очень пластичен и адаптивен.
Могут ли гаджеты, наоборот, развивать ребенка, или это как искать витамины в чипсах?
Да, несмотря на все риски, гаджеты могут стать и союзниками в развитии, если выбирать контент осознанно. Речь идет об интерактивных нейроиграх, которые, в отличие от пассивного просмотра видео, способны стать своего рода «стройматериалом» для Высших психических функций. Главный принцип здесь — игра должна требовать от ребенка определенных умственных усилий, а не просто машинальных кликов. Например, существуют так называемые Executive Functions Trainer (приложения вроде MentalUP), которые в игровой форме учат планированию — скажем, предлагают собрать виртуальный рюкзак по заданному списку. Очень полезны эмоциональные симуляторы, такие как Daniel Tiger’s Grr-ific Feelings, где через интерактивные истории ребенок учится распознавать и понимать различные эмоции, например, гнев или грусть. Полезны квесты на метапредметность, как, например, в играх Thinkrolls, где для решения головоломок нужно одновременно применять знания из физики и логики.
Помимо осознанного выбора игр, какие еще принципы помогут использовать гаджеты с пользой?
Чтобы экранное время действительно работало на развитие ребенка, важно учитывать несколько моментов. Старайтесь выбирать игры, которые предполагают «обратную связь» — хорошая нейроигра не просто констатирует ошибку, но и помогает понять, в чем она, или предлагает разные пути решения. Например, приложение Endless Alphabet не просто демонстрирует буквы, но озвучивает их фонетическое звучание и предлагает собрать слово из «убегающих» букв.
Для дошкольников также полезно дозировать мультимодальность, то есть использовать игры, задействующие сразу несколько каналов восприятия: звук (например, найти парный звук животного), тактильные ощущения (если это рисование на планшете стилусом) и зрение (например, поиск отличий на меняющейся картинке). Очень важно тренировать «тормозной контроль» — для этого подойдут игры с паузами, правилами, где нужно дождаться своего хода, своего рода цифровые аналоги игры «Съедобное-несъедобное». Такие активности укрепляют префронтальную кору мозга, отвечающую за волевые процессы.
И, конечно, старайтесь использовать гаджеты как мостик к реальной жизни: после того как ребенок прошел увлекательный квест про динозавров в Khan Academy Kids, почему бы не закрепить интерес походом в палеонтологический музей? Так виртуальный опыт свяжется с реальным, обогащая семантическую память.
Каковы ключевые правила организации экранного времени для детей?
Самое главное, о чем нужно помнить родителям, — это баланс. Юный мозг очень легко перегрузить, поэтому важно грамотно дозировать цифровые развлечения. Я бы рекомендовала придерживаться «правила 1:1». Если ребенок провел, скажем, 10 минут за цифровой игрой, то следующие 10 минут стоит посвятить подвижной игре, например, попрыгать на батуте или побросать мяч. Такая смена деятельности помогает синхронизировать работу мозжечка и коры головного мозга.
Также критически важно обращать внимание на влияние синего света экрана: старайтесь не давать детям гаджеты после 18:00, так как вечерние сессии могут нарушать выработку мелатонина, что, в свою очередь, ухудшает качество сна и негативно сказывается на процессах запоминания. И еще один хороший принцип — устраивать хотя бы один «день без экранов» в неделю, например, субботу, полностью посвятив его живому общению, совместным играм и сенсорным экспериментам, таким как лепка, игры с песком или водой.

Можно ли утверждать, что уличные игры всегда предпочтительнее для развития ребенка, чем любое обучающее приложение?
Здесь ответ однозначен, особенно если речь идет о теплой погоде: выбор всегда должен быть в пользу прогулки. Свободная игра на свежем воздухе, возможность вдоволь побегать, исследовать окружающий мир и даже испачкаться приносят гораздо больше пользы для развития, чем многие разрекламированные развивающие приложения.
Ведь когда ребенок, например, строит шалаш, он учится планировать свои действия и распределять ресурсы — «сначала найду прочные ветки для каркаса, потом соберу листья для крыши». Наблюдение за облаками и придумывание, на что они похожи, формирует образное мышление и развивает креативность — простое облако может стать началом целой воображаемой саги. А ситуации, возникающие на детской площадке, когда нужно договориться, разрешить спор или найти компромисс, — это бесценный опыт для развития эмоционального интеллекта и умения дружить.
Не стоит забывать и рекомендации Всемирной организации здравоохранения: дошкольникам необходимо проводить на улице минимум 3 часа в день. И эта свободная игра — вовсе не безделье, а очень сложная и важная работа мозга по созданию новых нейронных сетей, которые станут основой для успешного обучения в школе.
Можно ли совмещать прогулки и гаджеты, чтобы это было полезно?
Можно и нужно. Во время прогулок гаджеты могут присутствовать, но важно, чтобы они выступали в роли инструмента для исследования окружающего мира, а не «затычкой» от скуки.
Например, можно предложить ребенку создать небольшую «документалку»: пусть он снимет на телефон, как муравей тащит соломинку, а потом вы вместе поищете в интернете информацию о муравьиных тропах или особенностях жизни этих насекомых. Или можно устроить веселый челлендж: «Кто найдет и сфотографирует больше разных форм облаков за 20 минут?», а затем сравнить свои «трофеи» с атласом облаков или специальным приложением-определителем.
Также прекрасной идеей будет использование аудиогидов: прогулка по парку или лесу может превратиться в увлекательный квест «Узнай птицу по голосу», если включить тематический подкаст о птицах. Таким образом, гаджет становится помощником в познании реального мира.
Любая игра должна требовать умственных усилий?
Это фундаментальный принцип развития. Как отмечал выдающийся психолог Лев Семенович Выготский, «развитие происходит через преодоление». Мозг, как и мышцы, развивается и крепнет только тогда, когда он трудится, когда ему приходится решать задачи, требующие напряжения. Если же ребенок занят пассивным просмотром контента или играет в игры, которые не ставят перед ним никаких когнитивных вызовов, то и стимула для развития нет. Более того, мозг может привыкнуть к постоянному потоку легких, быстро сменяющихся стимулов, и тогда ему будет гораздо сложнее концентрироваться на более сложных, требующих усидчивости и глубокого погружения задачах, с которыми он неизбежно столкнется в школе и дальнейшей жизни. Поэтому активное участие и преодоление трудностей в игре — залог здорового когнитивного развития.
Запрещать детям гаджеты — правильно?
Гаджеты для ребенка — как сахар: в чрезмерных количествах они, безусловно, вредны, но в малых, правильно подобранных дозах могут дать необходимую энергию для развития и познания. Основная задача родителей в этой ситуации — не впадать в крайности тотального запрета, а научиться грамотно фильтровать контент, который потребляет ребенок, и разумно дозировать время, проведенное у экрана. Важно стремиться к тому, чтобы экранное время превращалось в тренировочный полигон для ума, а не в пассивное залипание. Не стоит детский мозг всеми силами ограждать от цифрового мира, тем более что из этой затеи все равно ничего не выйдет. Этот огонь нужно умело разжечь, поддерживать интерес правильными, развивающими стимулами. И, конечно же, помнить, что никакие, даже самые лучшие, гаджеты не заменят живого человеческого общения, подвижных игр на свежем воздухе и возможности свободно исследовать мир — именно это остается основой здорового и гармоничного развития ребенка.
Беседовала: Юлия Кравцова