С целевиками можно будет расторгать договоры из-за плохой учебы. Что это значит для работодателей и студентов
В Минобрнауки предложили разрешить организациям устанавливать требования к успеваемости студентов, которые заключили договор на целевое обучение. С отстающими целевиками соглашение можно будет расторгнуть. Подробности — в материале «Сноба»
Что хотят изменить в договорах целевиков
Авторы проекта постановления предлагают включать в договоры студентов, поступивших по целевому набору, новые пункты — потенциальные работодатели смогут выбирать «дисциплины, модули и практики» для целевиков и формулировать по ним «критерии успеваемости».
Если результаты студента покажутся организации неудовлетворительными, она будет вправе «сократить меры поддержки» (например, перестать платить за общежитие) или вовсе — разорвать договор. При этом последнее можно будет сделать только после того, как работодатель «окажет гражданину, заключившему договор о целевом обучении, меры содействия в повышении его успеваемости» (например, оплатит дополнительные образовательные услуги). Если это не поможет и договор расторгнут, студент будет обязан возместить компании все расходы.
Предполагается, что постановление вступит в силу 1 сентября 2023 года и будет действовать до января 2029-го.
Как это отразится на студентах
В 2022-м российское правительство выделило 576 тысяч бюджетных мест. Доля целевиков в университетах варьируется в зависимости от направления. Одни из лидеров по количеству студентов, заключивших договоры с компаниями, — медицинские вузы. Так, например, на факультетах лечебного дела в России сейчас учится более 18 тысяч бюджетников, 75% из них обучение оплачивают организации.
При этом эффективность программы по-прежнему вызывает споры в академической среде. «Она как плохо работала, так и продолжает плохо работать», — отмечает в разговоре со «Снобом» директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. По ее словам, организации выделяют деньги на обучение тем, о ком они фактически ничего не знают.
Абанкина считает, попытка дать больше прав работодателям в вопросе целевого обучения ставит под удар студентов. Гораздо эффективнее, считает она, было бы привлекать организации к работе с обучающимися — именно благодаря этому удастся решить проблему некачественных кадров. Будущие работодатели могут предлагать студентам-целевикам практику, участвовать в аттестации выпускников и даже организовывать в университете собственные базовые кафедры — по такой схеме с учащимися в НИУ ВШЭ сейчас сотрудничают, например, «Яндекс» и «Сбер».
Другой вариант «отсева» неуспевающих целевиков предлагает в разговоре со «Снобом» руководитель исследовательской группы «Национальный рейтинг университетов "Интерфакс"» Алексей Чаплыгин. По его мнению, сразу после школы принять решение о будущей специальности сложно, более осознанно к выбору профессии относятся выпускники техникумов и колледжей — среди них и стоит проводить конкурс на целевое место в вузе.
Пойти «еще дальше» предлагает вице-президент общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Эдуард Омаров — он считает, что компаниям стоит заключать договоры с третьекурсниками, которые уже определились со специализацией.
Перспектива санкций, описанных в проекте постановления, лишь сделает целевое обучение менее привлекательным, считает Александр Чаплыгин. Некоторые эксперты при этом считают, что требования к успеваемости целевиков все-таки стоит ужесточить. «Студенты-целевики поступают в вузы по своему конкурсу, в котором проходные баллы значительно ниже, чем у остальных абитуриентов, и часто халтурно относятся к обучению», — объясняет необходимость такого шага руководитель Всероссийского общества защиты прав граждан в сфере образования, член экспертного совета при правительстве РФ Виктор Панин.
Что еще известно
Обсуждение возможных изменений в договорах целевиков проходит на фоне того, что все образовательные организации России исключили из Болонского процесса. Как говорят в Минобрнауки, это произошло после того, как 185 ректоров российских вузов подписали письмо в поддержку «спецоперации».
Никто из чиновников пока не объяснил, к чему конкретно стоит готовиться абитуриентам и студентам. Некоторые подробности о том, что будет с высшим образованием после отказа от Болонской системы, в интервью «Коммерсанту» раскрыл глава Минобрнауки Валерий Фальков. Министр заверил, что речи об отмене бакалавриата и магистратуры «в одночасье» нет. Как полагает Фальков, в системе есть «очевидные огрехи», которые нужно «поправить». По словам главы Минобрнауки, двухуровневая система будет «органично сочетаться с нашей исторической формой — специалитетом».
Подготовила Элеонора Лаццаротто