Обаяние русской провинции. Поездка в Старицу
У Старицы обаяние города, будто собранного из общих детских впечатлений о каникулах: сбегаешь вниз с крутого склона к реке, ночами спать мешают лягушки, пока ты ворочаешься на бабушкиной кровати с пружинным дном, ажурная тень от занавески на теплом деревянном подоконнике, паутинка в углу, обязательный домашний творог с ягодами на завтрак и настолько бесконечное лето, каким эти три месяца могут быть только для младшего школьника.
Старица лежит в стороне от обычных туристических маршрутов Тверской области и чаще всего фигурирует в привязке к более известному Торжку. Но, побывав там, понимаешь несправедливость такого отношения, как к «некрасивой подружке». Впрочем, возможно, именно благодаря географии и расположению чуть в стороне от основных дорожных маршрутов Старице и удалось сохранить свое обаяние уездного города. «Железный» XX век обогнул ее, как огибает Волга крутые берега Старицких ворот. А XII век соединяется здесь с XVIII арочным мостом.
На правом берегу — Свято-Успенский монастырь, основанный по преданию в 1110 году, на почти столетие раньше, чем сам город. Он окружен настолько белоснежными стенами, что кажется, будто он не окован ими, а парит на этом облаке, поднимаясь чуть выше изумрудного берега. Это родной «старицкий мрамор» — известняк, который добывали в этих местах с XIII века и использовали в строительстве далеко за пределами города и области, даже при строительстве московского Кремля. На противоположном же берегу стоит комплекс из трех храмов: Параскевы Пятницы, Рождества Пресвятой Богородицы и Нила Столбенского.
Вот таким и увидел город Александр Пушкин, впервые оказавшийся в Старице в 1828 году, а после неоднократно возвращавшийся в эти места. Поэт приезжал к своему приятелю Алексею Вульфу и стал роковой любовью его сестры Анны. Она любила Пушкина всю жизнь и никогда не вышла замуж. Именно Анна стала одной из самых вероятных претенденток на прототип пушкинской Татьяны. Да и одну из глав «Евгения Онегина» он написал именно в Старицком уезде.
8 июня 2024 года в Старице открыли памятник Пушкину, окончательно утвердив его одним из главных «амбассадоров» здешних красот даже 200 лет спустя.
Атмосферу XIX века умело воссоздали в особняке купца Филиппова, где регулярно проходили балы. Теперь там устраивают театрализованные вечера, где можно освоить тайный язык веера, цветов и покружиться в вальсе, как это делал и сам Пушкин, и его современники.
Но все ж «преданья старины глубокой» Старицы не менее увлекательны, чем отношения Пушкина с местными барышнями.
Борисоглебский собор, каким его знают теперь, был построен в XIX веке. На его месте прежде стоял каменный пятишатровый храм. Считается, что он напоминал убранством собор Василия Блаженного в Москве. Собор построили в 1558–1561 годах по приказу Владимира Старицкого, двоюродного брата Ивана Грозного. Такой, можно сказать, дерзкий ответ из Тверских земель русскому царю — мол, можем мы не хуже, чем в Москве. Дерзость Иван Васильевич оценил по достоинству, и Владимир по приказу кузена был отравлен.
Впрочем, конечно, дело не в храме, а в политических интригах. Так с событиями XVI века переплелась история братьев Бориса и Глеба, в честь которых был назван собор. К сожалению, позже, в Смутное время собор сильно пострадал, а при патриархе Никоне храм обезглавили, так что до конца XVII века он дожил в таком состоянии, что не оставалось ничего, кроме как его разобрать и построить на том же месте новый храм в стиле классицизма.
Вообще XVI век оказался мощным временем духовного влияния Старицы на все Московское царство, ведь именно здесь родился первый патриарх Московский и всея Руси Иов. В 1607 году Лжедмитрий сошлет Иова, который не признал самозванца, обратно в Старицу, где тот и умрет через пару лет. Но царь Алексей Михайлович полвека спустя отдаст должное бескомпромиссности убеждений Иова, его мощи будут перевезены в Москву, где покоятся и поныне.
Иван Грозный, несмотря на сложные отношения с братом, Старицу любил и сделал практически своей «летней дачей». До сих пор жива легенда о том, как в лабиринтах старицких каменоломен прятали царскую библиотеку.
Самые знаменитые кадры Старицы сделал отец русской цветной фотографии Сергей Прокудин-Горский. Если сравнить снимок начала века с сегодняшним видом города, может показаться, что с 1910-го здесь ничего не изменилось. Этот эффект — результат кропотливого труда реставраторов и щедрости меценатов. Например, полностью восстановили крепостные стены монастыря: в советское время их целиком разобрали и возвели вновь только в 2010-х годах.
Прогулка по Старице дает понять, что даже небольшой русский город не может оказаться в стороне от событий русской истории. И Волга не Лета, где канут навсегда события и памятные даты. Что-то ускользает, уходит в тень, разрушается, но те нити, что сплетают в единый узор XII век с XVIII, XVI с XIX крепче времени, они и есть Само Время, не линейное и существующее одновременно в прошлом и настоящем. Пройтись по Старице с аудиогидом в наушниках, перечитать пару глав «Евгения Онегина», спрятаться в монастырских стенах и почувствовать себя частью орнамента на этом полотне. История не слова и предложения из учебников, история живет здесь.
Во вторые и четвертые выходные августа, а также каждые выходные осени в Старице проводят театрализованную экскурсию по городу «Все мы Пушкин» при участии актеров из московских театров, а также старицких артистов из культурного центра в Доме купца Филиппова.
Автор: Лена Грачева