Арт в каждый дом. Дизайнеры и художники — об искусстве создания интерьера
В воскресенье в столице завершилась четвертая Московская неделя интерьера и дизайна. Она шла в ЦВЗ «Манеж» с 16 по 19 мая. В этом году участие в выставке приняли более 750 брендов и порядка 35 международных участников — они разместились на двух этажах пространства общей площадью в 10 тыс. квадратных метров. На ярмарке была представлена не только мебель, предметы декора, отделочные материалы, освещение или посуда. Впервые за всю историю фестиваля в экспозицию вошли арт-объекты, как доступные для покупки, так и выполняющие роль инсталляции.
«Сноб» побывал на мероприятии и попросил современных авторов, творящих на грани искусства и дизайна, рассказать, что для них современный дизайн, как арт становится все ближе к интерьеру и за кем стоит следить тем, кто хочет поселить функциональное искусство у себя дома.
Миша Most, Москва
Художник, живописец, граффити-райтер, автор проекта по разработке первого в мире полностью программируемого дрона-художника, способного создавать масштабные мурали. Его работы есть в собрании Третьяковской галереи
Сейчас, как мне кажется, как искусство, так и дизайн становятся всеобъемлющими. Они впитывают в себя соседние, смежные сферы. Искусство смешивается с дизайном, и наоборот. То есть уникальная дизайнерская вещь становится практически объектом современного искусства. И появилось пограничное состояние, когда не вполне понятно, это утилитарная дизайнерская вещь или арт-объект? Например, какая-нибудь классная ваза. А с другой стороны, если это серия, но с концепцией и проблематикой, то она тоже вполне себе может и в музее стоять. Тогда ваза становится не просто вазой, а высказыванием.
Мои объекты, конечно, оказываются в чужих интерьерах, но именно как искусство. Не functional art, правда, ведь я не делаю стулья или столы. Это картина или рисунок непосредственно на стене — я создаю украшение пространства. Но функциональное искусство я много где вижу.
На постоянной основе я слежу за Crosby Studios Гарри Нуриева, мы с ним лично знакомы. А здесь, на Неделе интерьера и дизайна, я заприметил объекты молодого автора Владислава Хегая. У него такие прикольные свечи в виде бит. Вообще, свечки — стереотипно не мужская вещь, это девушки же любят изготовить-поставить, чтобы вкусно пахло. А тут — свечка в виде наконечника крестовой отвертки. Необычно, функционально.
Владислав Хегай, Ташкент
Архитектор и дизайнер. В своих работах экспериментирует с различными материалами и техниками. В настоящий момент обучается в магистратуре НИУ ВШЭ по направлению «Предметный дизайн» (2023)
Мне нравится наблюдать за привычными вещами, которые человек не замечает в повседневной жизни. Бита — это просто бита, что в ней красивого? Но это невероятно интересная, индустриальная форма, созданная для того, чтобы показать вещь из бытового обихода в новом ракурсе. В виде бит есть и серия украшений — колец. Их тоже можно использовать. У меня недавно полочка отвалилась, пришлось воспользоваться кольцом, чтобы починить (смеется).
В какой-то степени это функциональное искусство, хотя себя я позиционирую не как художника, а как дизайнера и архитектора. Мебель я тоже создаю индустриальной формы. По трендам — мне кажется, сейчас есть большой тренд на индивидуальность. Главное — сделать объект так, чтобы быть самым классным в здании, создавать то, что нравится самому, и не смотреть на окружающих людей. Зато смотреть на предметы. Еще один мой объект — металлические надувные часы. На них осознанно нет цифр, чтобы человек мог сам нацарапать или нарисовать их, если хочется. Так что предмет все равно остается уникальным, а не утилитарным, и к нему прикладывает руку и автор, и заказчик.