Коллаж: «Сноб»

В воскресенье в столице завершилась четвертая Московская неделя интерьера и дизайна. Она шла в ЦВЗ «Манеж» с 16 по 19 мая. В этом году участие в выставке приняли более 750 брендов и порядка 35 международных участников — они разместились на двух этажах пространства общей площадью в 10 тыс. квадратных метров. На ярмарке была представлена не только мебель, предметы декора, отделочные материалы, освещение или посуда. Впервые за всю историю фестиваля в экспозицию вошли арт-объекты, как доступные для покупки, так и выполняющие роль инсталляции.

«Сноб» побывал на мероприятии и попросил современных авторов, творящих на грани искусства и дизайна, рассказать, что для них современный дизайн, как арт становится все ближе к интерьеру и за кем стоит следить тем, кто хочет поселить функциональное искусство у себя дома.

Миша Most, Москва

Художник, живописец, граффити-райтер, автор проекта по разработке первого в мире полностью программируемого дрона-художника, способного создавать масштабные мурали. Его работы есть в собрании Третьяковской галереи

Сейчас, как мне кажется, как искусство, так и дизайн становятся всеобъемлющими. Они впитывают в себя соседние, смежные сферы. Искусство смешивается с дизайном, и наоборот. То есть уникальная дизайнерская вещь становится практически объектом современного искусства. И появилось пограничное состояние, когда не вполне понятно, это утилитарная дизайнерская вещь или арт-объект? Например, какая-нибудь классная ваза. А с другой стороны, если это серия, но с концепцией и проблематикой, то она тоже вполне себе может и в музее стоять. Тогда ваза становится не просто вазой, а высказыванием. 

Мои объекты, конечно, оказываются в чужих интерьерах, но именно как искусство. Не functional art, правда, ведь я не делаю стулья или столы. Это картина или рисунок непосредственно на стене — я создаю украшение пространства. Но функциональное искусство я много где вижу. 

На постоянной основе я слежу за Crosby Studios Гарри Нуриева, мы с ним лично знакомы. А здесь, на Неделе интерьера и дизайна, я заприметил объекты молодого автора Владислава Хегая. У него такие прикольные свечи в виде бит. Вообще, свечки — стереотипно не мужская вещь, это девушки же любят изготовить-поставить, чтобы вкусно пахло. А тут — свечка в виде наконечника крестовой отвертки. Необычно, функционально. 

Владислав Хегай, Ташкент

Архитектор и дизайнер. В своих работах экспериментирует с различными материалами и техниками. В настоящий момент обучается в магистратуре НИУ ВШЭ по направлению «Предметный дизайн» (2023)

Мне нравится наблюдать за привычными вещами, которые человек не замечает в повседневной жизни. Бита — это просто бита, что в ней красивого? Но это невероятно интересная, индустриальная форма, созданная для того, чтобы показать вещь из бытового обихода в новом ракурсе. В виде бит есть и серия украшений — колец. Их тоже можно использовать. У меня недавно полочка отвалилась, пришлось воспользоваться кольцом, чтобы починить (смеется). 

В какой-то степени это функциональное искусство, хотя себя я позиционирую не как художника, а как дизайнера и архитектора. Мебель я тоже создаю индустриальной формы. По трендам — мне кажется, сейчас есть большой тренд на индивидуальность. Главное — сделать объект так, чтобы быть самым классным в здании, создавать то, что нравится самому, и не смотреть на окружающих людей. Зато смотреть на предметы. Еще один мой объект — металлические надувные часы. На них осознанно нет цифр, чтобы человек мог сам нацарапать или нарисовать их, если хочется. Так что предмет все равно остается уникальным, а не утилитарным, и к нему прикладывает руку и автор, и заказчик. 

Мне сложно сказать, за кем следить из современных локальных авторов, потому что в основном я слежу за зарубежными. Наверное, только Гарри Нуриев. У него нереально интересные объекты. Вообще, я больше обращаюсь и за вдохновением, и за примером к уже устоявшимся звездам: Марсель Дюшан, Вирджил Абло. А сейчас, когда я занимаюсь своим творчеством, я стараюсь за собой и следить. Так что посоветовал бы и другим следить за локальным автором Владиславом Хегаем (смеется). 

Юлия Гвоздева, Челябинск

Художник, дизайнер и модельер, член Союза дизайнеров России. Работает с графикой, живописью, керамикой, художественной вышивкой. Также создает авторских кукол и интерьерные панно. Практикует текстильные и смешанные техники

Как я заметила, наряду с появлением искусственного интеллекта очень сильно стало развиваться прикладное искусство. Это не может не радовать меня как творческого человека! Я люблю аналоговые виды творчества, чувствовать «живые» материалы. Что касается тренда на экологию в интерьере, могу сказать за себя: я стараюсь думать о ней настолько, насколько это возможно. Любой лоскуток, обрезки и остатки сохраняются для переработки, апгрейда и создания нового, более интересного. 

Лично я работаю с одеждой и аксессуарами, рисую картины, ваяю керамические объекты, создаю кукол и текстильные панно. Ковровые тафтинг-панно меня привлекли тем, что это работа и с формой, и с материалом. А также это симбиоз современных технологий, которые я использую при создании объектов, и всем привычного образа ковра как предмета декора. Я вообще за функциональное искусство, безусловно. 

Как художник, я бы рекомендовала обратить внимание именно на уникальные работы, на их авторов. То есть присмотреться к тем, кто работает не в крупных дизайн-бюро, а к творцам и мастерам, что создают рукотворные произведения в единичном исполнении. 

Владислав Никольский, Санкт-Петербург

Дизайнер. Совместно с супругой Юлией Никольской открыл студию «19.17», которая специализируется на создании необычной, яркой мебели и предметов интерьера. Стол «Баббл-Ти» производства студии в этом году побывал на ярмарке «Арт-Москва», но не в качестве отдельного объекта, а дополнения к стенду одной из художниц

Мы из Питера, цвета нам там не хватает, особенно зимой. И мы устали от бежевых, серых интерьеров, захотели добавить акцента — нескучной мебели. Конечно, вы можете назвать наши стулья и столы функциональным искусством, ведь их можно использовать в быту, и они похожи на авторский арт-объект. Но сами мы позиционируем свой продукт именно как мебель: нам хочется, чтобы за нашим столом ели, а не смотрели на него. Если бы мы звали это предметом искусства, то и ценник бы у нас был другой (смеется).

Основная идея состоит еще и в том, что взрослая мебель, которую мы представляем, выглядит так, будто бы мы взяли детский стульчик и увеличили его. Смотришь — и становится веселее. Мебель, чтобы радоваться и улыбаться. Улыбаться у нас не сильно любят, хочется это исправить предметами быта, который нас окружает. 

Из трендов, которые мы заметили в сфере дизайна интерьера, — появление множества локальных брендов. И цвет! Нас, любителей цвета, пока что, может быть, и мало, но мы точно не одни. Сами мы тоже следим за теми, кто к нему неравнодушен. Это, например, другая мебельная студия из Санкт-Петербурга, Delo Design. А еще есть минские ребята, бренд-студия предметного дизайна ZAPAZUHA. 

Подготовила Тамара Лорка