О выставке

Татьяна Прокшина, «Волны», 2024 год
Татьяна Прокшина, «Волны», 2024 год Фото здесь и далее: пресс-служба Postrigay Gallery

В названии выставки «Травы» заключен центральный образ, который раскрывается в искусстве шести художников. По замыслу куратора Анастасии Постригай, «Травы» — проект о надежде. О нерушимой жизненной силе, стоящей за малым и хрупким. Уже в семени сокрыто древо, огромный потенциал, которому просто нужно время, чтобы прорасти. Даже на пустом, иссеченном ветрами поле — где-то там, внутри, пробивается росток. Но выставка — это не только концепция. Работы каждого автора — как отдельные травинки: у каждой свой путь, свои источники вдохновения. Но вместе они создают целое поле смыслов.

Татьяна Прокшина

«Уютные травы», 2024 год
«Уютные травы», 2024 год

«Образ трав не столько был выбран, сколько проявился сам собой, открывая свою красоту и глубокий символизм. Для меня травы олицетворяют внутреннюю опору человека. Они формируют первый слой почвы, становясь основой для жизни: дают пищу, лекарства, одежду, а увядая, питают новый рост».

Во время поездки на Куршскую косу Татьяну Прокшину поразило, как хрупкие растения сдерживают мощные песчаные дюны. Это стало катализатором размышлений о «внутренних травах» человека — опорах, которые помогают чувствовать землю под ногами и сохранять связь с собой.

Совет зрителю от автора:

«Медленно прогуляйтесь взглядом по линиям трав и переливам краски. Отключите внешний шум и прислушайтесь к своим ощущениям — они важнее любых концепций. Каждая травинка уникальна, а вместе они создают безопасное пространство».

Наталья Порошина

«Прорастающий», 2024 год
«Прорастающий», 2024 год

«Растения связаны с главными для меня темами: гармонией, перерождением, ростом и безмолвной красотой. В шумном мире они становятся камертоном спокойствия — идеальной средой, где хочется спрятаться, хочется оставаться».

У Натальи Порошиной разные источники вдохновения: «Параллельная ботаника» Лео Лионни, «Жизнь в лесу» Торо, «Цветочный дуэт» из оперы «Лакме», а также детские воспоминания — шорох ветра в поле, волны трав, их неизменная красота.

Совет зрителю от автора:

«Цветы и травы говорят языком цвета и формы, и я стараюсь уловить этот диалог, оставляя поверхности белыми, чтобы вы могли мысленно наполнить их своими оттенками».

Саша Подгородская

«Березовая роща», 2025 год
«Березовая роща», 2025 год

«С детства меня завораживали орнаменты природы: перекресты ветвей, сплетения трав, границы между песком и водой. Все это существует без спроса человека… Лес был до нас и останется после, превратив любые свои раны в орнамент».

Художницу вдохновляет природа, ее многообразие и постоянство. Свои работы Саша Подгородская создает из песка, земли и речного ила, они получаются очень фактурными. 

Совет зрителю от автора:

«К моим работам можно и нужно прикасаться. Ощутите в них жар поля, прохладу леса, цветущий сад».

Анастасия Прибельская

Cárduus и Species, 2025 год
Cárduus и Species, 2025 год

«Для выставки я выбрала образы зрелого чертополоха и совсем ранних весенних цветов и листьев. И то и другое — о лете, но путь от одного букета к другому — это целый процесс созревания во всех его смыслах…»

На выставочные работы Анастасию вдохновили образы из осенней поездки по Онеге и цветы из личного сада: «Я люблю растения на границе зрения — вырванные из фона, они будят воспоминания. Чаще всего детские, но каждый увидит свое».

Совет зрителю от автора:

«Когда зритель понимает, что цветы выполнены из стекла, то обычно оглядывает букет еще раз. И вот этот второй взгляд стоит задержать на неочевидном — тычинках внутри цветка, переходе цвета на кончиках колючек.  Пусть они вернут вас к вашему личному “тогда”».

Элина
Марусова

Salve, 2024 год
Salve, 2024 год

«Salve — это размышление о сотворении мира, где природа становится связующим звеном между божественным и земным. В основе работы — ветхозаветный образ неопалимой купины: несгорающего куста, через который Бог явился Моисею».

Фито-мотивы часто прорастают в скульптурах Элины — возможно, это естественное следствие многолетнего увлечения растениями. Каждый день, наблюдая за их жизнью, художница замечает, как они всё глубже укореняются в ее визуальном языке.

Совет зрителю от автора:

«Присмотритесь к цвету пламени — он выбран не случайно. Как думаете, чем обусловлен выбор?»

Анатолий Лепин

«Беговая», 1980 год
«Беговая», 1980 год

Художник, чей голос и мысли звучат в воспоминаниях. Шестидесятник, одна из ключевых фигур московского андеграунда 1970–1980-х годов. Его самые важные произведения — стилизованные изображения растений, в которых автор говорил о красоте и всеобъемлемости природы. Анатолий считал себя «первым экологом страны» и показывал траву как в макросъемке — будто зритель сидит в заросшем поле.

Совет зрителю от куратора:

«Свои полотна художник называл «непейзажами» — и это действительно не пейзажи в привычном понимании. В работах Лепина нет назидания и сложных смыслов, только гармония цвета и формы. Дайте себе время почувствовать ритм и дыхание его трав».