С каждым годом популярность «Оскара» снижается — об этом говорят и телевизионные рейтинги, и обсуждение в социальных сетях. Кажется, регулярное опрокидывание Лео Ди Каприо было последним процессом, действительно привлекавшим внимание к премии. Иногда люди спорили из-за фильмов (трудно поверить, но бывало и такое). Теперь про «Оскар» чаще говорят в контексте расовых квот и борьбы за чьи-либо права, тогда как фильмы теряются где-то на фоне поиска новой этики. Год пандемии усугубил ситуацию. Громких премьер было слишком мало, так что среди номинантов на награды оказались фильмы, попадание которых в шорт-лист было бы невозможным в нормальное время. Это ничего не говорит о качестве картин — наоборот, авторские фильм получили шанс на победу. И у некоторых из них получилось.

Победители «Оскара»

  • Лучшая мужская роль: Энтони Хопкинс за фильм «Отец»;
  • Лучшая женская роль: Фрэнсис МакДорманд в фильме «Земля кочевников»;
  • Лучшая мужская роль второго плана: Даниэл Калуя в фильме «Иуда и черный мессия»;
  • Лучшая женская роль второго плана: Юн Ё-джон за фильм «Минари»;
  • Лучший фильм: «Земля кочевников» ;
  • Лучший фильм на иностранном языке: «Ещё по одной»;
  • Лучший режиссер: Хлои Чжао за фильм «Земля кочевников»;
  • Лучший оригинальный сценарий: «Девушка, подающая надежды»;
  • Лучший адаптированный сценарий: «Отец»;
  • Лучшая операторская работа: Эрик Мессершмидт за фильм «Манк»;
  • Лучшая работа художника-постановщика: «Манк»;
  • Лучшие костюмы: «Ма Рейни: Мать блюза»;
  • Лучший грим и прически: «Ма Рейни: Мать блюза»;
  • Лучший документальный фильм: «Мой учитель осьминог»;
  • Лучший анимационный фильм: «Душа»;
  • Лучший монтаж: «Звук металла»;
  • Лучшие визуальные эффекты: «Довод»;
  • Лучший звук: «Звук металла»;
  • Лучшая оригинальная музыка: Трент Резнор и Аттикус Росс за фильм «Душа»;
  • Лучшая песня: Fight for You из «Иуда и черный мессия».

Сенсации? Не сегодня

В этом году награду за лучший фильм вручали не в самом конце — на сладкое оставили актерские статуэтки. Возможно, всеми ожидаемая победа «Земли кочевников» могла лишить зрителей интриги.

Хлои Чжао — главный триумфатор премии. Она вторая режиссерка в истории с наградой за режиссуру (первой была Кэтрин Бигелоу), победитель в главной номинации, а также чуть не зацепила награду за лучший монтаж.

35 номинаций Netflix — безумно важный индикатор положения дел. Во время пандемии стриминговые сервисы усилили свои позиции.

Победы Энтони Хопкинса (как всегда проигнорирововаший премию) и Фрэнсис МакДорманд в актерских номинациях не предполагались, но и не удивили. Дэвида Финчера опять оставили без награды, хотя его «Манк» и числился в фаворитах «Оскара», зато его давние товарищи Тревор Резнор и Аттикус Росс из Nine Inch Nails ушли со статуэткой за лучший саундтрек.

Возможно, с точки зрения интриги этот «Оскар» был одним из самых худших за долгое время. И это не единственная проблема кинопремии.

Что стало с «Оскаром»?

Трансляция церемонии началась с красной дорожки. Звезды щеголяли своими нарядами и отвечали на стандартные вопросы. «Да, мечтаю получить награду. Да, большая честь. Кстати, носите маски». Красная дорожка делилась на несколько зон для безопасности участников мероприятия. Впрочем, разговоров о масках было больше, чем самих масок — уходя с первого плана, многие звезды продолжали беседовать между собой без соблюдения социальной дистанции и средств защиты.

Отдельная тема — клипы с «лучшими песнями». Безумно интересные разговоры актеров и композиторов разбивались музыкальными вставками от номинантов на «Лучший саундтрек» и «Лучшую песню». Клипы, снятые к мероприятию, выглядели просто колхозно. Как правило, исполнитель пел свою композицию на фоне искусственного дыма или луны. Пафос, свойственный «Золотому граммофону», прекрасно вписался в как бы самую престижную кинопремию мира. Дорогой кринж, не иначе.

Актер Трейвон Фри пришел в пиджаке, на котором были вышиты имена афроамериканцев, погибших от рук полицейских. Напоминания об активистах прошлого, обвинения в адрес государства, которое воюет с гражданами (конечно, без имен и конкретики). Разговоры о социальной несправедливости, новой этике и великой борьбе не прекращались ни на секунду. Представляя ту или иную картину, ведущие (которых было много) постоянно говорили про борьбу маленького человека с жестокой системой. Про кино и профессиональные качества на «Оскаре» говорить не принято. Неудивительно, что лучшей песней признали Fight for You — одно название заслужило награду.

Стивен Содерберг (режиссер церемонии) обещал феерию. Кажется, что прошедшая церемония и не могла выглядеть лучше — настолько плохо в нынешней премии всё. Пандемия изменила обложку, но содержание осталось прежним. Тупые вопросы и тупые ответы, очередные гениальные звезды, натужные улыбки — все это повторяется из года в год, но если лет 20 назад в этом был хоть какой-то смысл, то теперь и он пропал. Статуэтки влияли на прокат и запускали карьеры на новый уровень, теперь же про церемонию забывают чуть ли не на следующий день. Вспомните трех последних победителей в номинации «Лучший фильм»? Помните про «Зеленую книгу» или «Форму воды»? Вспомните фильмы, за съемки в которых свои награды получили Рене Зеллвегер и Гари Олдмен? Когда-то «Оскар был премией, которая влияла на мир кино. Потом «Оскар» стал притворяться, что имеет отношение к кинематографу. Теперь же «Оскар» притворяется поп-культурным событием, которым не является. Поэтому и умирает. И это прекрасно.

Подготовил Дмитрий Камышенко

Вам может быть интересно:

Больше текстов о культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб» — Общество». Присоединяйтесь