Ее выступление в Москве — чудо не меньшее, чем превращение деревянного Щелкунчика в прекрасного принца. Сверхвостребованная балерина перелетает с континента на континент со стремительностью метеорита, вызывая зрительский переполох каждым своим появлением. По творческой активности Наталью Осипову можно сравнить разве что с Дианой Вишневой, по масштабу дарования сегодня в мире равных ей нет.

Актерский диапазон Натальи практически безграничен. Романтичная Сильфида и безумная Жизель, безбашенная Китри и благонравная Аврора, самозабвенно влюбленная девочка-самоубийца Мария Вечора и затравленная царевна Анастасия, окончившая свои дни в сумасшедшем доме... За плечами балерины более ста ролей. Плюс — экстремальность бессюжетных опусов британского хореографа-радикала Уэйна Макгрегора, чьей любимицей Осипова стала сразу, как только попала в Ковент-Гарден.

Зажигаясь очередной ролью, замыслом или проектом, импульсивная и нетерпеливая Наталья жаждет тут же осуществить задуманное. Она готова репетировать ночами и учить партии круглосуточно, не считаясь с собственным здоровьем и лондонской загруженностью, игнорируя многочасовые перелеты и смены часовых поясов. Так, собственно, она и попала в пермский театр: решила, что не может провести сезон без Джульетты из балета Кеннета Макмиллана, просмотрела репертуар мировых трупп, нашла этот спектакль только в Перми и предложила свои услуги (за смешной по звездным меркам гонорар). Прилетела за три дня до выступления и обнаружила отличную труппу, благодушную атмосферу, надежного партнера Никиту Четверикова, умного балетного руководителя Алексея Мирошниченко и исключительного дирижера — Теодора Курентзиса.

Фирменная экспрессия Натальи Осиповой обрела почти пугающую мощь, найдя опору в музыке, которую Курентзис наделил неслыханной глубиной и трагизмом, подчеркнув при этом прокофьевское танцевальное буйство. Уникальный дирижер и уникальная балерина полностью совпали по природе своего дара, сделав спектакль явлением мирового масштаба.

Союз двух звезд оказался на удивление прочным: следующая балетная премьера в Перми — «Жар-птица» в «Вечере балетов Стравинского» рождалась уже в расчете на дар Осиповой. Из-за загруженности в Лондоне Осипова могла прилетать в Пермь лишь на два-три дня. И тут же пропадала в зале на постановочных репетициях, доучивала в самолете по видеороликам очередные фрагменты рождающейся партии. В конце концов, поклонник таланта Осиповой Роман Абрамович предоставил ей свой самолет — экономия времени получилась изрядная. Однако метания между Гринвичем и Уралом не прошли даром. Прилетев в Пермь за три дня до премьеры, балерина свалилась с температурой, успев вдобавок подвернуть ногу на репетиции. Премьеру отменять не стали. Капельница помогла снизить жар, а возбуждение и анестезия заставили забыть о травме на тридцать минут сценического времени.

Центральная партия спектакля — своеобразного путешествия по балетной истории ХХ века — построена на контрастных танцевальных стилях. Тут и пуанты, и босые ноги, и прыжки с  вращениями, и соло, и дуэты, и танцы во главе кордебалета. Премьера прошла на ура. Осипова официально стала «главной приглашенной балериной» пермской труппы. И тут же родилась идея нового спектакля.

Главный хореограф Пермского театра оперы и балета Алексей Мирошниченко вспоминает: «Сидим мы тут у Теодора в гостях, а он и говорит: “Вот, Наташенька, хочу, чтоб Леша “Щелкунчик” поставил”. Она спрашивает: “Современный?” А я говорю: “Нет, классический. Со старым Петербургом, с интерьерами, со злыми снежинками — чтоб была балетная метель, и с трагическим большим адажио во втором акте”. Наташа загорелась».

Но, поскольку одновременно она горела еще несколькими проектами, и это не считая основной работы в Ковент-Гардене, времени на полеты в Пермь совсем не оставалось.

Мирошниченко перенес действие в Петербург 1892-го — год, когда Петр Ильич Чайковский по либретто Мариуса Петипа написал музыку, а второй балетмейстер Мариинского театра Лев Иванов впервые поставил балет «Щелкунчик». Воссоздавая идиллическую Россию конца XIX века, хореограф населил свой спектакль множеством персонажей — реалистичных и фантастических. Но все они, включая принца, лишь роскошная рама для портрета главного действующего лица — Мари, которая в пермской версии не девочка, играющая в куклы, а совсем юная девушка, переступающая порог своей первой любви.

И эту партию Осиповой пришлось учить по видео, что вообще-то в балете неприемлемо: визуально невозможно отработать па и почувствовать контакт с партнерами. Впрочем, невероятная Осипова способна на то, что немыслимо для других. Однако незадолго до декабрьской премьеры снова случилась беда: балерина получила травму ахиллова сухожилия. Но все уже знают: если Осипова что-то захочет, она неудержима.

В январе, наспех подлечившись, балерина прилетела в Пермь, стремительно выучила и отрепетировала большой двухактный спектакль и снова унеслась. На сей раз в Петербург — туда ее влечет очередная идея фикс: выучить и станцевать на сцене Мариинского театра партию страстной и трагической царицы Мехмене-Бану в спектакле Юрия Григоровича «Легенда о любви». И она это сделает, можно не сомневаться.

После того как станцует бесхитростную девушку Мари на сцене Кремлевского дворца.

Автор — обозреватель ИД «Коммерсант»