Визит ученой дамы
Лет пять назад я брала интервью у Татьяны Черниговской для петербургского телевидения. Тогда она только начинала входить в моду, и даже требовалось подробно пояснять, кто она такая и чем занимается. А сейчас уже нет. Имя на слуху, чем занимается, по-прежнему мало кто понимает, но ее эксцентричные заявления широко обсуждаются в сетях. Впрочем, эксцентричность была заметна и тогда.
В студию энергичным шагом вошла невысокая седая дама, окинула меня быстрым взглядом и сказала:
— А вы мне нравитесь: у вас умные глаза!
На днях Татьяна Черниговская заявила, что мужчины умнее женщин, и привела довольно известный аргумент: мало, мол, среди женщин великих личностей, нет, говорит, среди нас Моцартов и Шекспиров, увы.
Киндер, кухен, кирхе.
С таким же успехом ученая дама могла заявить — и не без оснований, — что умные люди рождались только в среде аристократии
Случись мне сегодня брать у уважаемой ученой дамы интервью, я непременно спросила бы, почему она так низко оценивает роль образования в развитии человечества?
Женщины были включены в систему равного с мужчинами обучения и участия в социальной жизни общества приблизительно сто лет тому назад. Да и то — выдавливали права на образование, как по капле. По большому счету настоящие изменения произошли только после Второй мировой войны, когда уже деваться было некуда и женщины стали востребованы как трудовой ресурс.
До этого приблизительно две тысячи лет обучали только мальчиков.
Точно с таким же успехом ученая дама могла заявить — и не без оснований, — что умные люди рождались только в среде аристократии, потому что, например, за всю историю великой русской культуры крестьянство и купечество подарили нам считаных гениев. Так, редкие исключения. А могли бы — после церковно-приходской школы, будь они поумнее!
Шекспир появился, когда образование в Англии стало доступно среднему классу. А Моцарт родился в стране с профессионально поставленной культурой музыкального обучения. Мальчиков.
Интересно, кстати, сколько десятилетий потребуется, чтобы массовое женское образование изменило социальный расклад?
Сколько времени понадобилось человечеству, чтобы массовое образование дало плоды? Чтобы таланты начали появляться в любой социальной среде? Пара сотен лет. Да и сейчас доступ к образованию не скажем, что равен.
А еще я бы спросила у ученой дамы насчет критериев ума — есть на эту тему монолог Фигаро из «Севильского цирюльника».
Прекрасно читал его Андрей Миронов: чтобы просто выжить, «мне пришлось выказать такую осведомленность и такую находчивость, каких в течение века не потребовалось для управления Испанией».
Впервые, например, женщина получила диплом медика в середине XIX века.
А сотни тысяч безвестных необразованных повивальных бабок, принявших на белый свет новые жизни практически всего человечества? Сколько им требовалось сообразительности, быстроты реакции, знания имеющихся в тот момент фармакологических средств, анатомии, психологии — как называется эта совокупность по-научному? Может, это ум и есть?
Так что в этом смысле я бы на месте ученой дамы для более точного сравнительного анализа подождала немного. Интересно, кстати, сколько десятилетий потребуется, чтобы массовое женское образование изменило социальный расклад?
Еще, пожалуй, я бы спросила насчет точности определений, которые вроде бы требуются от ученого, но это уже совсем не моего ума дело.