«У всех разные представления о женском счастье». Почему в России не могут принять закон о гендерном равенстве
Россия занимает 71-е место в мире в рейтинге обеспечения равноправия между женщинами и мужчинами и 53-е место по уровню зарплатного неравенства: наши женщины получают на 30% меньше своих коллег-мужчин. По данным Международной организации труда, в России женщины лучше образованы, более опытны и справляются с обязанностями эффективнее коллег-мужчин, получая при этом меньшую зарплату. Но средняя зарплата на высоких позициях у женщин-ученых в России на четверть ниже, чем у мужчин. Зарплату в диапазоне от 50 до 100 тысяч рублей получают 15,8% женщин-исследователей и 28,4% мужчин, а зарплаты более 100 тысяч рублей имеет 1,5% женщин и 6,8% мужчин.
Законопроект «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации» внесли на рассмотрение нижней палаты парламента в 2003 году депутаты Вячеслав Володин, Олег Морозов, Екатерина Лахова и Геннадий Райков. Документ предлагал закрепить равные права мужчин и женщин при приеме на работу, ввести квоты на количество мужчин и женщин в органах власти и закрепить в законодательстве понятие харрасмента как сексуального домогательства по месту работы. Комментируя ситуацию, Володин отметил, что законопроект «во многом устарел из-за того, что долго лежал на полке».
Зампредседателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина, которая возглавляет рабочую группу по доработке законопроекта, сказала «Снобу», что его никак не могут принять, потому что женщины не объединяются: «Разные мы... Разные представления о женском счастье. А надо подняться над суетой, как говорится, взяться за руки. Во имя будущего». Россия нуждается в этом законе, потому что Трудовой кодекс гарантирует равные права, но не гарантирует равные возможности. Женщины часто сталкиваются с дискриминацией и харассментом на рабочем месте. Их могут не взять на работу из-за приятной внешности, которая «будет отвлекать мужчин», веса или возраста: например, если молодая — значит, скоро уйдешь в декрет. А в каких-то профессиях женщинам законодательно запрещено работать, потому что это может повредить их репродуктивной функции. Женщинам платят меньше, чем мужчинам на тех же должностях, для женщин есть «стеклянный потолок» — барьер, не связанный с профессиональными качествами, который ограничивает продвижение женщин в карьере.
На вопрос, когда же закон о равных правах мужчин и женщин наконец примут, Пушкина ответила: «Мне один из коллег-мужчин сказал, что я еще 15 лет буду с ним носиться. Но я стайер: каждое утро бегаю по 20 км, без этого день не начинается. Выносливости хватит! А теперь и знаний, опыта поднакопила, образование дополнительное получила. Я демограф по второй специальности и глубоко изучила предмет “нацбезопасность” (это про демографическую безопасность России). С таким подходом я стану спринтером и сокращу путь к достижению цели».
Обществу будет проще, если мы его развитием будем управлять с помощью законов
Доцент департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Ольга Савинская, считает, что российское общество еще не готово к принятию закона о гендерном равенстве из-за стереотипов. Хотя есть и подвижки: люди стали чаще говорить о насилии, харассменте и зарплатном неравенстве. «Понятно, что гендерное равенство — идеал, к которому нужно стремиться. Во всех обществах оно, увы, пока не достигнуто, тем не менее, идут дискуссии на эту тему. Нам нужен этот закон, чтобы шагать в ногу со временем. Движение к гендерному равенству — часть модернизации общества. И обществу будет проще, если мы этим развитием будем управлять с помощью законов. Может быть, нужно искать какой-то компромиссный вариант, принимать рамочный закон», — говорит Савинская. Она считает, что у тех, кто принимает решения, нет понимания, зачем нужен этот законопроект и почему он важен, нет доверия к специалистам, которые занимаются его разработкой. «Сейчас мы как будто боимся сделать шаг вперед и тормозим общественное развитие. Я не за мужчин и не за женщин, я — за общественное развитие и за то, что мы бы, как эксперты, им управляли».
Инициатор законопроекта Вячеслав Володин теперь предлагает сконцентрироваться на разработке новой версии законопроекта. А Госдума проводит тендер, чтобы исследовать зарубежный опыт совершенствования законодательства в сфере защиты прав женщин.
Подготовила Анна Алексеева