Фото: Lily Banse / Unsplash
Фото: Lily Banse / Unsplash

Если вы встаете в понедельник в отчаянии по поводу наступающей рабочей недели, если вы регулярно размещаете в соцсетях картинки «среда — это маленькая пятница», чувствуете потерю интереса к работе, у вас растет количество конфликтов с коллегами, а по отношению к клиентам вы испытываете равнодушие и раздражение, если угнетенность и апатия по поводу работы не проходят даже после отпуска, а жизненные планы туманны, скорее всего, вы столкнулись с эмоциональным выгоранием.

Вы не одиноки, в зависимости от профессии, страны, условий труда и возраста, его могут испытывать от 10 до 80% работников тех или иных профессий. Зачастую мои пациенты с выраженными признаками данного расстройства уверены в том, что цинизм и труд из-под палки нормальны, а работа — лишь тягостная и неизбежная повинность ради пропитания.

Недавно я участвовал в полушутливой дискуссии среди коллег, в которой обсуждался вопрос: чем бы вы занялись, получив сумму, равную доходу за 10 лет. Единицы ответили, что продолжили бы заниматься тем же делом, что и сейчас, инвестировав в него или в качество жизни. Большинство предпочло бы праздное безделье. На самом деле, такая позиция разрушительно действует на карьеру и опустошает жизнь.

Все горят

Термин «выгорание» используется в психологической литературе с 1974 года. Так обозначается симптомокомплекс из психического истощения (потери энергии), цинизма (потери энтузиазма) и неэффективности (потери уверенности в себе). Разумеется, само состояние выгорания отмечено и описано гораздо раньше. Например, Андрей Ефимыч Рагин из чеховской «Палаты номер 6» — прекрасный пример выгоревшего врача. «…Во время приемки Андрей Ефимыч не делает никаких операций; он давно уже отвык от них и вид крови его неприятно волнует. Когда ему приходится раскрывать ребенку рот, чтобы заглянуть в горло, а ребенок кричит и защищается ручонками, то от шума в ушах у него кружится голова и выступают слезы на глазах. Он торопится прописать лекарство и машет руками, чтобы баба поскорее унесла ребенка».

Выгорание — плата не за сочувствие людям, а за свои нереализованные ожидания

Стоит отметить, что первоначально данный диагноз выставлялся именно медицинским работникам и учителям, то есть там, где профессиональная задача — помогать людям и где циничное отношение к делу перечеркивает внутренний смысл профессии. Однако по мере изучения вопроса оказалось, что род занятий людей, подверженных данному недугу, значительно шире социономических (помогающих) профессий. Выгорание может настигнуть любого: и рядовых клерков, работающих с клиентами, и предпринимателей, от которых зависит благополучие нанятого персонала, и чернорабочего, у которого не хватает заработка, чтобы достойно содержать семью.

Как показывают исследования, люди выгорают не столько от эмоциональной вовлеченности в страдания клиентов, сколько от того, насколько рационально организована сама работа: труд в условиях чрезмерной нагрузки и нехватки персонала может заставить выгореть даже эмоционально устойчивого человека. Кроме того, как объясняет социальный психолог Наталья Гришина, выгорание — плата не за сочувствие людям, а за свои нереализованные ожидания.

Кристина Маслач (Christina Maslach), автор широко используемого в психологической среде опросника для определения выгорания, выделяет шесть основных причин этого расстройства:

  1. отсутствие контроля над своими задачами;
  2. вознаграждение, не соответствующее ожиданиям;
  3. отсутствие команды;
  4. несправедливость в коллективе;
  5. конфликт между задачами и внутренними ценностями;
  6. чрезмерная рабочая нагрузка.

Работа-террорист

К чему может привести работа в условиях нарастающего разочарования? В некоторых случаях это приводит к противоестественной привязанности к своему текущему положению. Если человек работает в условиях постоянной угрозы увольнения, привык к тому, что HR-менеджеры строго следят за размещениями резюме, если он связан кредитами и другими обязательствами, то в конце концов он отказывается думать о «побеге». Его действия в этом случае настолько соответствуют классическому описанию отношений, развивающихся между похитителем и заложником, что получили название корпоративного стокгольмского синдрома.

Потери от выгорания могут быть настолько велики, что сам менеджмент и даже владелец бизнеса тоже становятся заложниками ситуации

Конечно, в роли «заложника» выступают те профессии, в которых ожидания в наибольшей мере не соответствуют реальности. Это может быть российский врач, выдержавший огромный конкурс на поступление, восемь лет посвятивший учебе и получающий меньше, чем охранник в собственной больнице, или социальный работник во Франции, не имеющий перспективы другого трудоустройства, или задавленный трудноисполнимыми стандартами американский фермер, или китайский сборщик iPhone c 14-часовым рабочим днем .

Однако не стоит демонизировать работодателя, буквально отводя ему роль террориста. В конце концов, его мотивы отнюдь не причинение страданий работнику. Более того, потери от выгорания могут быть настолько велики, что сам менеджмент и даже владелец бизнеса тоже становятся заложниками ситуации.

Например, для британских мужчин младше 50 лет самоубийство оказывается основной причиной смерти, а стресс, депрессия и тревога — главной причиной отсутствия на рабочем месте. Эти потери сложно недооценить.

Думайте о людях

Какие шаги может предпринять работник, чтобы избежать этих факторов? По большому счету, в его руках остается лишь одно кардинальное средство — сменить нанимателя с учетом предыдущих ошибок. В этом смысле предотвращение эмоционального выгорания на рабочем месте — прежде всего забота работодателя, отвечающего за организацию рабочего распорядка.

На рынок выходят молодые специалисты, не знающие и не любящие свою профессию, не понимающие, как в ней происходит карьерный рост, не знающие об условиях труда и средних зарплатах

Кое-что зависит и от общества. Неоценимое значение имеет система профессионального ориентирования, незаслуженно забытая в последние годы. Многие выпускники выбирают вуз или профессию по единственному принципу — лишь бы хватило баллов ЕГЭ или денег. В результате на рынок выходят молодые специалисты, не знающие и не любящие свою профессию, не понимающие, как в этой профессии происходит карьерный рост, не знающие об условиях труда, средних зарплатах и максимальных ожиданиях. Я считаю, что каждый подросток должен пройти систему профориентирования и, в идеале, провести по несколько дней в трудовых коллективах по выбранным направлениям развития.

И тем не менее, главное средство борьбы с проблемой выгорания — профилактика условий труда. Выгорание происходит в условиях, созданных внутри трудового коллектива, поэтому проблема едва ли может решиться индивидуальной настройкой конкретного работника. Здесь необходима работа команды психологов и кадровых специалистов, зачастую кардинальный пересмотр кадровой политики компании.

Что можно сделать самому

И все же, что следует делать, если выгорание держит за горло лично вас? Тут не помешают несколько рекомендаций:

  1. Вернуть контроль над своей работой. Составить и утвердить план и критерии его выполнения с менеджером, попросить HR-специалиста конкретизировать рабочие обязанности. Написать список текущих дел и достигнутых результатов.
  2. Пересмотреть уровень своего вознаграждения. Изучить рынок, зарплатные предложения в других компаниях. Если они значительно выше вашего текущего дохода, со списком достижений идите разговаривать с отделом кадров. Если вы достигли потолка, подумайте, куда развиваться дальше, возможно, небольшого курса переподготовки хватит, чтобы заявить о себе на рынке труда как о более нужном и дорогом специалисте.
  3. Сделайте предложения коллегам по совместным проектам, интересуйтесь их работой. Не пытайтесь заводить друзей или интриговать в коллективе. Ровная рабочая атмосфера, пропитанная легким дружелюбием и взаимным интересом, идеальна для труда.
  4. Для того чтобы добиться справедливости на рабочем месте, не стесняйтесь прямо обсуждать свои вопросы с коллегами и начальством. Попросите, чтобы критерии успеха, награждения, повышения зарплаты были конкретными: «Что я должен сделать для того, чтобы тоже получить премию».
  5. При конфликте ценностей стоит самостоятельно оценить, насколько для вас это серьезно, и, если этические принципы компании действительно аморальны, искать другую работу.
  6. Для борьбы с перегрузкой планируйте свою работу, обсуждайте с начальством попытки вас перегрузить, договаривайтесь о реальных сроках. И главное, оставляйте достаточно времени для хобби и отдыха.

Автор: Николай Колосунин, врач-психотерапевт