Сергей Соловьев: Снимать фильмы по любви я не могу, а по необходимости мне не нужно
Ɔ. Вы долгое время были кинорежиссером, создали один из популярных советских фильмов 90-х «Асса». Почему вы перестали снимать кино?
Не могу сказать, что я резко перестал снимать фильмы и ушел в театр. Я 30 лет преподаю театральную и кинорежиссуру, и все это время ставил спектакли.
Я воспитанник хорошего советского кино и двух самых значимых волн в кинематографе — французской новой волны и итальянского неореализма. И я уверен, что мы многое потеряли, когда после перестройки не воспользовались бесценным опытом этих двух волн. Вместо того чтобы развивать свое камерное, сугубо «наше» кино, мы направили все свое внимание на голливудский кинематограф. Режиссеры стали создавать блокбастеры, со временем даже появились толковые продюсеры. Мы действительно преуспели в этом — развили в своем кинематографе эту мегаполисную пустоту. Но меня никогда не привлекало такое кино. Получается, что снимать фильмы по любви я не могу, а делать это по необходимости мне не нужно.
Ɔ. Что произошло с театром за это время?
В начале 90-х в театре никого не было: пара голодных крыс и человек пять энтузиастов. Ходить туда было чуть ли не неприлично. Тем не менее любители театра были всегда, даже в непопулярное для него время.
Сейчас люди снова массово ходят на спектакли, и я страшно рад этому. Театральная постановка, в отличие от современного кинематографа, не требует какого-то сумасшедшего количества денег, спецэффектов, работы на пределе возможностей. Театр — это ручная работа, а само театральное искусство сохраняет свою камерность. Сейчас я получаю настоящее удовольствие от того, чем занимаюсь, и открытие театра-студии — очень важный этап.
Ɔ. Какие постановки будут в репертуаре студии?
Это будут спектакли самых разных театральных школ со всей России. При этом я не собираюсь делать какие-то экспериментальные постановки, крушить мировую драматургию.
В начале XX века в Петербурге выходил грандиозный журнал режиссера Всеволода Мейерхольда «Любовь к трем апельсинам», сам он публиковался в нем под псевдонимом Доктор Дапертутто. Именно благодаря этому журналу и зародился театр, который до сих пор так ценится: школа МХАТа, Станиславского, Немировича-Данченко. Пришло осознание, что это искусство, и оно никогда не будет работать как конвейер. Моя цель — создать именно такой театр в наше время.
У нас будет поэтический цикл спектаклей, посвященный Александру Блоку, Геннадию Шпаликову, японскому писателю Акутагаве Рюноскэ. Все эти постановки мы со студентами уже показывали зрителям на разных площадках, и людям нравилось. По сути, так и возникла идея театра-студии: делать спектакли той самой классической школы, которая не имеет ничего общего с современным молодежным театром.
Ɔ. А что не так с современным театром?
Кирилл Серебренников должен быть один. Ну хорошо, пять Кириллов — это максимум для того, чтобы выполнить план по экспериментальным постановкам. Сейчас же это настолько модно, что фактически каждый режиссер стремится создать что-то необычное на сцене, извратить любую классику, лишь бы это было ново, иммерсивно или интерактивно. Но я не думаю, что все поголовно должны слепо гнаться за модой и экспериментами, переносить «Маскарад» Лермонтова в департамент общественных дел, делать из «Гамлета» мюзикл.
Во время моей учебы режиссер Михаил Ильич Ромм говорил: «Ребята, хорошо, что вы учитесь на кинематографическом факультете, потому что со дня на день театр умрет». Но все «предсмертные обмороки» театра заканчивались его возрождением. Так произошло и в 90-х. Появились новые имена, формы и сценические приемы. В то же время театр массово начал ориентироваться на молодых режиссеров, артистов и зрителей. В молодости я был уверен, что это справедливо. Даже участвовал в собрании «Мосфильма», выступая за права поколения, требовал создать молодежное кинематографическое объединение. И на том собрании великий кинорежиссер Ефим Дзиган сказал гениальные слова: «Если на “Мосфильме” всерьез организуют молодежное объединение “Юность”, я потребую создания организации “Финал”».
Театр и кино не могут ориентироваться только на молодое поколение, искусство должно быть доступно каждому человеку.
Ɔ. Основной целью новой студии станет сохранение традиций классического театра?
Для меня действительно важна классическая школа, но я бы не хотел, чтобы спектакли студии «САС» носили какой-то археологический характер.
Однажды я целиком поставил «Войну и мир». Мне предложил это сделать художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин, но, когда я превратил четыре тома Толстого в инсценировку, помещение закрылось на реконструкцию. И мы со студентами поставили спектакль прямо в аудитории. Показывали за два дня, люди приходили, и им нравилось. Получилась такая монументальная русская проза в камерном помещении. Это была авантюра и что-то новое, при этом мы сохранили классические основы. И мы обязательно повторим эту постановку в студии.
Мне важен именно такой живой театр, чувственный и настоящий. Доступный и зрелому зрителю, и молодому поколению. Открытие студии «САС» — это итог моего 30-летнего развития как режиссера. В том числе и в работе с молодежью.
Алексей Харин, президент холдинговой компании «ГУТА»:
Группа «ГУТА» владеет и управляет бизнес-комплексом «Красный Октябрь» и помогает развиваться некоммерческим культурным, социальным и просветительским проектам. Здесь работают выставочные центры, музыкальные студии, галерея RedOctober, Центр фотографии имени братьев Люмьер, а этой зимой пройдут первые два спектакля театра-студии «САС».
Наша цель — превратить «Красный Октябрь» в культурный кластер, и мы всегда готовы помочь интересным некоммерческим проектам и тем мастерам, фотографам и художникам, для которых арендная плата в других местах оказалась неподъемной.
С Сергеем Александровичем мы познакомились в арт-клубе «Красный Октябрь», где собираются непрофессиональные фотографы. Он рассказал, что открывает театр-студию и ищет место, где сможет презентовать ее открытие. Мы решили предоставить для этого Императорский яхт-клуб «Красного Октября». Видеозапись презентации можно посмотреть здесь.
Презентация театра-студии «САС» и спектакль «Княжна Мери» режиссера Татьяны Самбук состоялись 24 января в Императорском яхт-клубе на «Красном Октябре». 26 января в выставочном зале RedOctober представят спектакль Сергея Соловьева по одноименной пьесе Антона Чехова «Иванов».
Беседовала Саша Чернякова