«За добровольное исчезновение человечества». Чем антинатализм увлекает людей
Откуда пошел антинатализм и чем он отличается от движения чайлдфри?
Антинаталист — это приверженец философской позиции, который отказывается от деторождения, движимый мыслями о судьбе всего человечества, а чайлдфри — это тот, кто не хочет иметь детей по личным причинам.
Истоки антинатализма лежат еще в XIX веке, а его основоположником можно считать одного из самых пессимистичных европейских философов Артура Шопенгауэра, воспринимавшего жизнь как страдание.
«В страданиях жизни мы утешаем себя смертью и в смерти утешаем себя страданиями жизни» («О ничтожестве и горестях жизни»).
В ХХ веке пессимизм Шопенгауэра подхватил норвежский философ Петер Вессель Цапффе, который рассуждал об ошибочности человеческого существования в эссе «Последний Мессия»:
«Здесь одна победа и один венец, одно спасение и одно решение. Познайте себя — будьте бесплодны и оставьте после себя землю в безмолвии».
Сейчас антинаталисты читают южноафриканского мыслителя и писателя Дэвида Бенатара, а его книгу «Лучше никогда не существовать» называют своей библией.
В интервью BBC Бенатар рассуждал, что, рождаясь, человек обрекает на боль и страдание не только себя, но и других, в том числе животных. Да, счастливые моменты есть, но они не стоят всех болезней, жестокости и унижений, которые сопровождают каждого на жизненном пути. Бенатар приветствует аборты и отказ от деторождения, однако на вопросы о своей личной жизни отвечать отказывается.
В массовую культуру антинатализм пришел с сериалом «Настоящий детектив», в котором детектив Раст Коул предложил всем «взяться за руки и вымереть».
Вымрем ради жизни?
Идеи антинатализма с энтузиазмом подхватили некоторые экологи, которые заявили, что с исчезновением (или хотя бы сокращением) человечества Земля облегченно вздохнет. Кроме того, осознанный отказ от деторождения и вымирание, считают они, — это более гуманный способ уничтожения людей, чем, например, войны и эпидемии.
У антинаталистов с 1991 года существует свое движение VHEMT (Voluntary Human Extinction Movement, движение за добровольное исчезновение человечества). Его основатель — американец Лэс Найт, пришел к идее о необходимости сокращения численности людей в 1970 годах после возвращения из Вьетнама, где в то время шла война.
У движения нет четкой структуры или официального представительства. СМИ пишут о нарастающей популярности антинатализма в Индии — стране-лидере по численности населения в мире. При этом на англоязычный паблик VHEMT подписано чуть более 10 тысяч человек, а в русскоязычном «ВКонтакте» всего 7,5 тысячи.
От политики ограничения до радикализма
Антинатализм на Западе поддерживают как минимум две организации — движение за оптимальную численность населения в Великобритании и «Церковь эвтаназии» в США.
Если первое — это благотворительное общество, которое призывает «остановиться на двух (детях. — Прим. ред.)» и занимается проблемами, связанными с перенаселением на Земле, то вторая, «Церковь эвтаназии», с лозунгом «Убей себя, спаси планету» проводит акции, на которых черный юмор граничит с радикализмом.
На сайте «церкви» сообщается, что она держится на четырех постулатах — самоубийстве, аборте, каннибализме и содомии (приветствуют любой вид сексуального взаимодействия, исключающего зачатие). О реальном каннибализме и призывах к самоубийствам речи не идет — члены организации своими действиями эпатируют публику. Тем не менее в 2003 году их инструкцией о методах самоубийства воспользовалась 52-летняя женщина. Тогда в церкви решили, что они ни в чем не виноваты, ведь женщина могла найти аналогичную информацию на любом другом сайте. Статью про самоубийства в итоге удалили.
Подготовила Екатерина Тимофеева