Все новости

Редакционный материал

Здоровое ли ваше питание?

Как правильно читать этикетки на упаковке продуктов

Сегодня здоровый образ жизни проник почти во все товарные категории. Магазины расширяют ассортимент, а люди стали более внимательно изучать этикетки и состав продуктов. Многие производители, используя маркетинговые уловки, для увеличения спроса пытаются позиционировать товары в сегменте продуктов правильного питания, часто не имея с этим ничего общего. Как быстро сориентироваться в списке ингредиентов и понять, будет ли такой продукт полезен, рассказывает Александра Гудимова, основатель бренда Bionova

14 Ноябрь 2019 10:14

Фото: Joshua Rawson-Harris/Unsplash

Состав продукта и его срок годности — это то, что мы проверяем еще в магазине. Большинство из нас стремится покупать продукты с простым, понятным и натуральным составом, без подозрительно звучащих добавок искусственного происхождения и консервантов. Термин Clean Label, что означает «чистая этикетка», становится важнейшим принципом, в соответствии с которым изготовители разрабатывают рецептуры своей продукции. 

В России действует технический регламент ТР ТС 022/2011, в котором подробно разъясняются требования к маркировке пищевых продуктов. Если изготовитель допускает отклонения от обязательных требований, то это может свидетельствовать либо о недостаточном профессионализме его технологов, разрабатывающих рецептуру и текст для упаковки, либо о сознательной попытке ввести покупателя в заблуждение. 

Каким образом мы можем извлечь максимум полезной информации, изучая состав продукта?

Односоставные продукты

Указание состава на этикетке обязательно для всех пищевых продуктов. За исключением тех, которые состоят только из одного компонента. Например, свежая клубника состоит только из себя самой, овсяная крупа — из овсяной крупы, органический кокосовый сахар состоит только из органического кокосового сахара и т. п. Следовательно, если состав на этикетке не указан, то, скорее всего, перед вами односоставный пищевой продукт. Заметим, что изготовитель вправе добровольно указать этот единственный компонент на этикетке. 

Многосоставные компоненты

Если в рецептуре есть составной компонент (ингредиент, который сам состоит из двух и более компонентов), то его состав тоже должен быть расшифрован в скобках. Например, если в составе печенья есть кусочки шоколада, то изготовитель обязан раскрыть его состав. Допускается этого не делать, только если массовая доля составного компонента составляет 2% и менее от общего веса продукта. При этом пищевые добавки должны быть указаны независимо от уровня их содержания. Возьмем на заметку, что если составной компонент не раскрыт, то это значит, что его в продукте менее 2% — или же изготовитель допустил нарушение технического регламента. Это тоже может быть для вас важной информацией.

Чего в продукте больше

Прежде всего, следует обратить внимание на то, в каком порядке перечислены ингредиенты. Входящие в состав пищевой продукции компоненты указываются в порядке убывания их массовой доли на момент производства. Так мы можем примерно оценить, чего в продукте больше, а чего меньше. К примеру, если в составе протеиновых батончиков на первом месте указаны глюкозный сироп и сахар, значит, это и есть основные компоненты рецептуры, и их в этом батончике больше, чем белков.

Подсластители-сахароспирты

Если в составе продукта мы видим подсластители-сахароспирты (мальтит, мальтитный сироп, изомальт, маннит, сорбит, ксилит, лактит, эритрит), то непосредственно после указания состава должна быть надпись: «Содержит подсластитель (подсластители). При чрезмерном употреблении может (могут) оказывать слабительное действие». Несмотря на то, что сахароспирты являются безопасной заменой сахару, содержащие их продукты, так же как и продукты на сахаре, следует употреблять в меру. Особо следует отметить эритрит, который порой называют «дынным сахаром». Он практически не обладает слабительным эффектом. Однако технический регламент не делает для эритрита исключений.

Отсутствие предупреждающей надписи при наличии в составе продукта какого-либо из перечисленных выше сахароспиртов является нарушением технического регламента и должно насторожить вас.

Наличие сахара

Наличие сахара в составе все чаще рассматривается потребителями как недостаток. Действительно, в нашей стране потребляется в среднем 90 г сахара на человека в сутки, что почти в два раза превышает научные рекомендации. В связи с этим с каждым днем появляется все большее количество продуктов для здорового питания со сниженным количеством или вовсе без добавления сахара. К сожалению, порой изготовители указывают эту информацию на этикетке некорректно, нарушая тем самым требования технического регламента и пытаясь скрыть сахар, присутствующий в составе продукта. 

В целом, относительно сахара существует всего несколько типов заявлений, которые изготовитель вправе вынести на упаковку. 

«Без сахара» или «Низкое содержание сахара»

Для того чтобы производитель мог вынести на упаковку надпись «без сахара», в продукте должно быть не более 0,5 г сахаров на 100 г/100 мл продукта. Чтобы указать «низкое содержание сахара» — не более 5 г (не более 2,5 г для жидкостей). При этом под сахарами в техническом регламенте понимается не только обычный сахар (сахароза), но и глюкоза, фруктоза, галактоза, лактоза, мальтоза и т. п. 

Сделать содержание сахаров ниже 0,5 г очень сложно, так как большинство видов натурального сырья содержит те или иные природные сахара и исключить их практически нереально. К примеру, в овсяных хлопьях естественным образом содержится больше сахаров (1,2 г на 100 г хлопьев), чем эта строгая норма. 

К сожалению, довольно часто в магазинах можно встретить продукты, на которых надпись «без сахара» нанесена неправомерно и вводит потребителя в заблуждение. Недопустимо указывать это и на продуктах, где сахар-песок заменен на другие виды сахаров: фруктозу, патоку, концентраты соков или сироп топинамбура, который, по сути, является фруктозным сиропом. 

«Без добавления сахара» или «Содержит только натуральные сахара»

Эти заявления могут быть указаны на упаковке, если при производстве пищевого продукта в него не добавлялись моно- и дисахариды в качестве компонентов. При этом продукт может содержать сахара природного (естественного) происхождения. К примеру, содержание природных сахаров (в основном лактозы) в йогуртах «без добавления сахара» обычно составляет около 6 г на 100 г.

Научно доказано, что именно добавленные сахара имеют негативные последствия для здоровья. На данный момент отсутствуют зарегистрированные данные о какой-либо связи потребления естественных сахаров, содержащихся, к примеру, в цельных свежих фруктах и овощах, с неблагоприятными последствиями для здоровья. 

Всемирная организация здравоохранения трактует понятие добавленных сахаров еще более широко, чем российский технический регламент, и также относит к ним, добавленные в процессе производства или приготовления продукта мед, сиропы, фруктовые соки и их концентраты.

В продуктах питания «без добавления сахара» допускается использование как натуральных, так и искусственных сахарозаменителей, не относящихся к категории сахаров, в том числе растворимых пищевых волокон, сукралозы, экстрактов стевии, сахароспиртов и т. п.

«Меньше сахара»

Такая надпись на упаковке свидетельствует о наличии компромисса, когда вкусовые предпочтения потребителей не позволяют полностью исключить сахар из состава продукта или уменьшить его количество до уровня «низкого содержания». Эта надпись должна сопровождаться примечанием, указывающим, относительно чего сахара стало меньше. Как правило, изготовители ссылаются на аналогичные продукты, изготовленные под их торговой маркой, либо на более ранние версии этого же продукта. В России нет норматива, в какой степени нужно снизить сахар, чтобы его стало «меньше», поэтому полагаться на такое заявление следует с осторожностью. В Европейском союзе требуется снизить сахар не менее чем на 30%, чтобы разместить подобную надпись на этикетке.

Наличие компонентов-аллергенов

Сырьевые компоненты, употребление которых может вызвать аллергические реакции или противопоказано при отдельных видах заболеваний, указываются в составе пищевой продукции в обязательном порядке. Это требование очень строгое, так как у некоторых людей даже ничтожные количества аллергена могут вызывать сильные реакции. В том случае, если такие аллергенные компоненты не использовались при производстве пищевой продукции, но их наличие полностью исключить невозможно, то изготовитель обязан в соответствии с техническим регламентом сообщить о возможном наличии следов. К примеру, если на производственной линии в течение смены фасовался шоколад с орехами, то есть риск, что следы орехов будут присутствовать и в продукции, которая фасовалась на этой же линии в следующую смену.

К сырьевым компонентам, употребление которых может вызвать аллергические реакции или противопоказано при отдельных видах заболеваний, относятся: 

  • арахис и продукты его переработки;
  • аспартам и аспартам-ацесульфама соль;
  • горчица и продукты ее переработки;
  • диоксид серы и сульфиты;
  • злаки, содержащие глютен, и продукты их переработки;
  • кунжут и продукты его переработки;
  • люпин и продукты его переработки;
  • моллюски и продукты их переработки;
  • молоко и продукты его переработки (в том числе лактоза);
  • орехи и продукты их переработки;
  • ракообразные и продукты их переработки;
  • рыба и продукты ее переработки;
  • сельдерей и продукты его переработки;
  • соя и продукты ее переработки;
  • яйца и продукты их переработки.

Если вы знаете, что склонны к аллергическим реакциям, то следует обращать особое внимание на наличие в составе продукта этих компонентов или их следов.

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

В последнее время заказы фермерских продуктов через интернет стали популярными у городских жителей, озабоченных экологически чистым питанием. Однако здесь есть немало своих «подводных камней». Что нужно знать, покупая натуральные продукты онлайн, рассказывает Илья Елпанов, основатель сервиса «Ешь Деревенское»
Известный шотландский комик Дэниел Слосс впервые приезжает в Россию. 23 ноября он выступит в Москве с новой программой «Х». По просьбе «Сноба» журналист «Эха Москвы» и начинающий стендапер Татьяна Фельгенгауэр поговорила со Слоссом о его комедии, планах разрушить мир людей и чувстве стыда
«Сноб» поговорил с амбассадорами бренда Herbalife Nutrition — олимпийским чемпионом по фигурному катанию Алексеем Ягудиным и шеф-поваром ресторанов Mushrooms и «Горыныч» Артемом Лосевым — о том, как сбалансировать свою жизнь, чтобы все успевать и преуспевать во всех начинаниях