Все новости

Редакционный материал

Четыре ипостаси успешной женщины

Эксперт по результативности CEO Ярослав Глазунов и директор Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Татьяна Митрова написали книгу о женском лидерстве «8 ½ шагов. Жить, любить, работать на полной мощности». В основу книги легли интервью с успешными женщинами, такими как Индра Нуйи, Наталья Синдеева, Светлана Миронюк, Наталья Водянова и другие. «Сноб» публикует одну из глав

18 Ноябрь 2019 12:04

Фото: Edu Lauton/Unsplash

Для женщин формула успеха вовсе не сводится к уравнению «головокружительная карьера равна счастью от исполнения мечты». Если мужчины живут в основном в иерархическом мире, то женщины в большинстве своем выбирают горизонтальное передвижение в рамках общества. Мужчинам важно выстроить свой табель о рангах — проранжировать всех по званию, должности или статусу. У женщин нет привычки обращать внимание на иерархию по возрасту или положению. Среди них по-прежнему существует представление, что они слабые и должны объединяться друг с другом, чтобы противостоять мужскому засилью. Но женская солидарность — обоюдоострый меч. Проклятие «нужно дружить со всеми» заставляет общаться со старыми подругами, к которым вы давно потеряли интерес, и людьми, с которыми вас уже ничто не связывает.

В результате разница небольшая, но существенная. Если мужчина стремится развиваться так, чтобы это было заметно окружающим, то женщина хочет меняться изнутри. Для мужчин важно сделать блестящую карьеру: новая должность, годовой бонус, новые корпоративные игрушки, яхты и другие блага — они словно играют в игру, в которой, набрав очки, переходят на новый уровень. Женщин гораздо больше привлекает возможность не производить впечатление, а жить блестящей жизнью. Многим из них кажется, что все должно случиться в одночасье, как у Золушки. Только нужно немного подождать, а пока вместо скучной карьеры можно выбрать дружный коллектив и не особо пыльную работу. Мужчины концентрируются на своих званиях и должности, а затем им нужен результат. Они радуются, когда получают власть, а женщины ценят стабильность. Женщинам результат сам по себе неинтересен, у них нет навязчивого желания обойти всех своих конкурентов, а значит, им важен процесс достижения результата. Мужчина ради карьеры готов пойти на серьезный риск, а женщины обычно даже в мелочах рисковать не хотят. Им гораздо важнее быть уверенными в том, что после отпуска, проведенного вместе с детьми, они смогут вернуться на привычное место, а также в том, что в нужный день можно будет пойти не на работу, а на выступление своего ребенка.

Екатерина Дьяченко много лет занималась стратегическим консультированием в McKinsey и ряде других очень известных компаний, руководила кластером энергоэффективных технологий в фонде «Сколково», а в 2014 году запустила проект «B2B Export» — электронную площадку продаж в Африку несырьевых товаров российских производителей, доступную для любого региона. Но среди всех своих должностей и титулов, при всей своей загруженности она никогда не забывала, что личный успех вовсе не зациклен на карьере. Во время нашей беседы она призналась, что работает в основном с мужчинами и в непростых условиях:

«Я всю свою профессиональную жизнь провела в основном среди мужчин в довольно тяжелых условиях: на стройках, в горнорудных карьерах, [на] железных дорогах, с высоким уровнем дискриминации по отношению к женщинам — однако я никогда не испытывала необходимости концентрироваться только на работе, забыть про свою личную жизнь и считать, что единственный способ достижения успеха — это самой вести себя как мужчина».

Выходит, что настоящий успех для женщины — понятие более многогранное. Это не только физическое и духовное здоровье, но и хорошее интеллектуальное и социоэмоциональное состояние. Благодаря Стивену Кови все вышесказанное мы можем свести в более компактную модель, состоящую из четырех коротких английских слов: Body, Mind, Heart, Soul.

Четыре направления — это четыре части единого целого, без которых не осуществить восхождение к заветной мечте. Не нужно понимать это слишком буквально, так, как это делают мужчины, то есть как игру, где вы должны обязательно набирать очки или выигрывать призы, стараясь достичь личного успеха в четком количественном выражении. Даже если вы соберете множество званий наподобие «лучшая мама района» и «победительница конкурса на лучшую бизнесвумен 20ХХ года», это не сделает вас по-настоящему счастливой, а вашу жизнь — наполненной.

Концепция Стивена Кови имеет дело с четырьмя составляющими человеческой природы: телом, умом, сердцем и душой. Тело (BODY) — это забота о поддержании и развитии собственной физической формы. Ум (MIND) — постоянное развитие интеллекта через чтение, размышления, познание мира. Сердце (HEART) — поддержание здоровых и развивающихся отношений с членами своей семьи, друзьями, близкими, окружением. Душа (SOUL) — духовный рост и развитие через понимание, что мы являемся составляющей мироздания, частью высшего замысла.

Нетрудно уловить мысль, которую мы стремимся донести до вас с помощью изображений: успех для женщины гораздо более сложное понятие, чем для мужчины. Если мужчины готовы признать успешным даже мойщика окон, взлетевшего по карьерной лестнице благодаря воле случая, дурацким правилам и прихоти начальства, то женщинам намного сложнее. Даже если женщина и сыграет в мужскую игру, надеясь попасть на нужную «клетку», и будет проводить на работе больше времени в ущерб семейным делам, то совсем не факт, что именно ее будет ждать повышение по службе и что ей самой это нужно. Во время беседы Мария Гордон поделилась с нами своими размышлениями на тему истинного понимания успеха женщинами:

«Я могу рассказать вам историю, как у меня наступил момент озарения. В 2013 году я работала в PIMCO20 одновременно с Биллом Гроссом. Он был не просто менеджером, а самым успешным менеджером в PIMCO за последние 40 лет и создателем самой успешной компании по управлению активами. Каждый день его показывали в новостях CNBС, и он фактически делал бесплатную рекламу PIMCO. Он рассказывал о своих блестящих идеях и сделках и был на хорошем счету, занимая высокий пост. Но Америка любит всякие острые истории. И этого парня каждый день «кусали» в общественном пространстве. А так как он был вспыльчивым человеком, с характером, то начал ошибаться. Это стало культивироваться, разрастаться — и в итоге совет менеджеров его же компании пошел против него. Я смотрела на этого парня и думала: «Единственное, что напишут на его надгробии, — что он был менеджером-звездой 40 лет и создал PIMCO». Люди будут помнить этого парня как очень харизматичного, профессионального, но плохого лидера, того, кто не поддерживал никаких отношений со своими детьми. И я спросила себя: “Я хочу такую жизнь для себя?”»

В российских компаниях тоже часто назначают руководителями не заслуживающих того сотрудниц, а «мойщиков окон», руководствуясь при этом странной логикой: ну ведь им, женщинам, нужно еще заботиться о детях и муже. Более того, за женщин в их карьере многое решают мужчины, у которых на этой жизненной дорожке есть допуск в нужный «квадратик» с лестницей, ведущей наверх. Но не факт, что долгожданные для женщины шаги вверх по карьерной лестнице обрадуют ее так, как этому радовался бы «мойщик окон».

Наталья Чумаченко так рассказывает о своем опыте работы в компании «Вымпелком», когда в периоды быстрого роста ей представлялись новые возможности:

«Как только я все отлаживала, начинала наслаждаться на своей позиции и выдыхать — меня двигали дальше наверх. И меня это даже злило, потому что это невероятное напряжение: ты не успевал вырастить преемника, только пошли результаты, наладились процессы, взаимодействие — бац, и тебя двигают дальше. И приходилось тянуть тот, старый кусок и брать новый. И я думала — зачем вообще я это делаю? Генеральным директором я никогда не хотела быть, для меня это не было самоцелью. Меня больше интересовало, какой опыт я получу, что я научусь делать, каких бизнес-результатов достигну. Когда есть устойчивые результаты, ощущаешь себя по-другому и думаешь: «Давайте я не буду наниматься вовнутрь, а пойду сделаю по настоящему интересные проекты. Вопрос «ехать или шашечки» — зачем я буду выходить на операции, занимать формальные позиции? Это рутина, пусть ее делают либо те, кому это нравится, либо те, кто сосредоточен на карьере. Невозможно качественно делать операции и трансформировать [компанию] одному и тому же человеку — здесь проще договориться, что один ведет операционку, а второй рядом с ним делает трансформацию и не против».

Однако, честно говоря, и сами женщины вряд ли возведут на пьедестал успеха ту из них, которая достигла одних лишь карьерных высот. Для полноценного успеха женщина должна быть столь же убедительна и во всех других своих ипостасях. И ее путь начинается с трудного шага — с принятия ответственности за все то, что будет происходить в ее жизни.

Мы заметили, что успешные женщины, с которыми мы вели беседы, выделялись уверенностью в том, что их жизнь имеет смысл, либо хотели и были способны изменить чью-то жизнь в лучшую сторону. Истинное счастье и самореализация женщины, по их мнению, обретали особую глубину, если женщина становилась матерью. В этом случае возникает особое чувство — чувство собственной значимости, особой ценности в сравнении с другими людьми, не познавшими этого счастья. Ощущение полноты жизни и удовлетворенности ею обеспечивает внутренний настрой на успех, на достижение мечты. Ощущение внутренней удачи порождает еще и сильное желание оставить наследие в виде ребенка, дела и учеников. «Успех лишь не что иное, кaк зеркaльное отрaжение нaшей удачной внутренней жизни».

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Все чаще женщина добивается больших успехов в карьере и зарабатывает больше, чем ее партнер. И для него, и для нее это может оказаться серьезным ударом
91 процент всех венчурных инвесторов в мире — мужчины. Более чем у половины крупнейших инвестиционных фондов в штате вообще нет женщин. Означает ли эта статистика отсутствие у женщин способностей грамотно размещать капитал и гарантированно получать прибыль?
Елена Махота, владелица сети салонов красоты Legend NewYork, рассказывает, почему «женское предпринимательство» — миф и как не попасться на удочку маркетологов