
«Орландо»: квир-опера в Вене
Пока любители оперы спорят, что в ней важнее — музыка, сюжет или режиссер, австрийский композитор Ольга Нойвирт предлагает нечто совершенно новое: мультимедийную полифоническую квир-оперу. Речь о премьере «Орландо» в Венской опере, этой цитадели жанра, где, кажется, ничто не предвещало подобных тектонических сдвигов и революционных решений. Но тем не менее именно там они и произошли.
Взрывное сочетание имени Вирджинии Вулф, автора знаменитого романа, и названия легендарного бренда COMME des GARCONS, отвечающего за костюмы для постановки, привлекло в столицу Австрии и модный интернациональный десант, и борцов за исчезновение гендерных различий. Если первые явно не были разочарованы, то вторые получили не совсем то, что ожидали. Композитора, дирижера Маттиаса Пинчера и режиссера Полли Грехем интересовали не столько гендерные, сколько социальные проблемы.