Все новости

Фото: PhotoMIX Ltd./Pexels

1600.jpg

Фото: PhotoMIX Ltd./Pexels

Екатерина Донцова: Мобилизация шопоголиков.

Как формируются новые тенденции в торговле

Редакционный материал

Сегодня поход в магазин для жителей крупных городов скорее вид развлечения, чем бытовая необходимость. Люди все меньше времени готовы тратить на рутину вроде покупки крупы и стирального порошка. В супермаркетах они хотят получать новые гастрономические впечатления и советы консультантов, а необходимые покупки все чаще делают онлайн, считает операционный директор кэшбэк-сервиса Backit Екатерина Донцова

18 декабря 2019 15:30

Пока этот тренд ярче всего проявляет себя в мегаполисах: покупки онлайн выбирают всего несколько процентов покупателей, в основном это жители миллионников, но это только начало. В России доля онлайн-продаж Non-Food менее 10%, а по продовольственным товарам — менее 0,2%. По данным агентства Data Insight, объем онлайн-продаж в 2018 году достиг 1150 млрд рублей и удвоится к 2023 году.

Российский рынок электронной коммерции (e-commerce) все еще очень скромный в сравнении с мировыми объемами, потенциал у него огромный. И хотя с 1 января 2019 года требования к товарным агрегаторам стали жестче, это не останавливает рост площадок.

В онлайн все активнее инвестируют X5 Retail Group, «М.Видео», «Лента» и другие крупные розничные компании. Гиганты финтеха, включая Сбербанк, «Тинькофф», Mail.ru Group и «Яндекс», вкладываются в создание собственных маркетплейсов, то есть электронных «магазинов всего». Недавно сразу несколько банков объявили о разработке «суперприложения» — такого, с помощью которого можно будет делать все, от переводов денег маме до бронирования билетов на самолеты и покупки корма для собаки с доставкой к порогу.

Покупки онлайн экономят время, которое сегодня становится самым ценным ресурсом. Три часа стоять на кассе в гипермаркете или вместо этого пойти с семьей в кино или в спортзал, а товары заказать с доставкой? Все чаще покупатели выбирают второй сценарий. Это подтверждают данные нашего сервиса: время, проведенное посетителями у нас на сайте, который работает с крупнейшими онлайн-ретейлерами, постоянно растет.

Это значит, что уже в ближайшие несколько лет центром покупательской активности станет не гипермаркет, а онлайн.

Покупки в кармане

На рынке электронной коммерции также есть свои сильные тренды, например, за последний год заметно выросла доля покупок в мобильной среде. Смартфон всегда под рукой, и сегодня порядка 54% всех покупателей оформляют заказы с его помощью. Большинство электронных торговых площадок оптимизировали свои сайты для работы с мобильных устройств, добавили возможности оплаты с электронных кошельков и другие полезные владельцам гаджетов опции. Мобильные приложения откусывают все больший кусок «пирога» у сайтов компаний.

Мобилизация при этом охватила не только e-commerce, но и традиционный ретейл. Например, мобильным приложением X5 Retail Group пользуется уже более 1,2 млн человек. Приложения стали полноценным каналом коммуникации, продвижения брендов, а для покупателя — заменой карт лояльности и источников персонализированных скидок и предложений.

Персонализация

Персонализация — самое важное, что сегодня учится делать рынок электронной коммерции. Анализ истории поиска/просмотра товаров и заказов пользователя помогает более точно таргетировать рекламу и составлять индивидуальные рекомендации и предложения. Персонализация проникает как в интернет-магазины, так и их мобильные версии. Это значит, что скоро любой интернет-магазин может обрести тысячи «сущностей»: каждый посетитель будет видеть свою главную страницу, свой набор товаров, а в будущем, возможно, и свои цены. Как это работает, можно увидеть в системах бронирования авиабилетов: опытные путешественники знают, что стоимость билета зависит от IP-адреса страны пользователя.

Покупки в соцсетях

Для брендов соцсети стали полноценным каналом общения с клиентами, но теперь их роль снова трансформируется: все идет к тому, что пользователи смогут делать покупки, вообще не покидая социальной платформы. Соцсети становятся лидерами мнений, и под их воздействием проще стимулировать покупателей делать мгновенные эмоциональные покупки. Прочитал горячий отзыв — тут же оплатил аналогичный товар.

Социальные площадки интегрируют продающие инструменты в свой функционал. Самый яркий пример — Shopping Tags: это торговые теги, или функция отметки товаров в Instagram, аналогичная возможности отмечать людей. На ней можно посмотреть краткое описание и стоимость товара, а также перейти с ее помощью на сайт производителя, чтобы узнать о продукте больше и приобрести его. Ставить теги можно как в материалах, так и в «историях». России пока нет в списке стран, где доступны Shopping Tags, но некоторые компании все же смогли обойти географическое ограничение и настроить эту функцию.

По данным Data Insights и «Яндекс.Кассы», уже около 39 млн россиян делают покупки через социальные онлайн-каналы — соцсети, мессенджеры, сайты объявлений и другие P2P-платформы. В подобных каналах на одного покупателя приходится в среднем три заказа за месяц, наиболее активно для покупок используют «ВКонтакте», Avito и «Юлу».

И без серьезных прогнозов, которые прочат электронной коммерции светлое будущее, понятно, что главное для людей в XXI веке — удобство и скорость, а покупать через интернет с помощью смартфона проще и быстрее всего.

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Для кого и в каких ситуациях могут оказаться выгодными займы под процент выше среднего? О работе со средним и малым бизнесом в частности и о рынке займовых инвестиций в целом рассказывает Роман Хорошев, СЕО краудлендинговой платформы JetLend
К 2030 году 5 миллиардов человек будут жить в городах. Стихийное развитие мегаполисов, переселение сельских жителей и неконтролируемая национальная миграция остро ставят вопрос формирования гетто в отдельных районах. По мнению Кирилла Манаенкова, основателя проекта «Квартирабезрисков.рф», для Москвы эта проблема становится все более актуальной — но с нюансами
«Давайте встретимся — нам нужно обсудить вопрос о коммуникации с компанией N», «Прости, не могу говорить — я на встрече», «Предлагаю пообедать и заодно все обсудить». Встречи — обязательная часть бизнес-процессов, и часто именно вживую можно решить вопросы, кажущиеся в переписке неразрешимыми. Но встреча — это в первую очередь время. А время — это невозобновляемый ресурс, нехватка которого с каждым годом ощущается все острее

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.