Коллаж: Снежанна Сухоцкая
Коллаж: Снежанна Сухоцкая

Холера

В XIX веке холера, которую еще называют «болезнью немытых рук», приходила в Россию восемь раз. В 1826–1837 годах болезнь вырвалась за пределы Европы, поразив Америку, Китай и Японию. Это была вторая пандемия холеры, которая, в отличие от первой, затронула и Россию. В 1830–1831 годах в стране разразилась настоящая эпидемия. Чтобы остановить распространение болезни, власти ограничили передвижение людей. Так же, как и сейчас, люди самоизолировались в своих домах, закрывались учебные заведения, общественные места, запрещались «массовые мероприятия». «К Аксаковым я езжу только под окошки. Все заперлись: Загоскин, Верстовский, как зайцы. Елагины все здоровы; не езжу к ним, чтобы не принесть случайно заразы», — писал историк Михаил Погодин о тех днях. 

 Сейчас мы получаем информацию о распространении инфекции, например, из официального телеграм-канала оперштаба. Тогда же в Москве стали выпускать специальное ежедневное приложение к «Московским ведомостям» — «Ведомость о состоянии города Москвы». В казенном доме генерал-губернатора Дмитрия Голицына каждый день заседала специальная комиссия по борьбе с холерой, которую в народе называли «собачья смерть». В городе открывались больничные и карантинные бараки, бани, пункты питания. С болезнью помогали бороться волонтеры, люди жертвовали деньги, отдавали нуждающимся вещи и лекарства. 

В Москву, охваченную эпидемией, приехал император Николай I. Он сам наблюдал за тем, как устраивались больницы, отдавал распоряжения о денежной помощи неимущим, об учреждении приютов для детей, потерявших родителей, и даже посещал холерные палаты. 

Еще одна крупная эпидемия вспыхнула в 1892–1895 годах. Тогда была создана целая система для предотвращения передачи вируса холеры в общественном транспорте, что подтверждается записями Главархива Москвы, например, сохранившимся «Наставлением о противохолерных мерах, выработанным Управлением Главного Врачебного Инспектора». На станциях заготавливали кипяченую воду, чтобы люди не пили сырую, в вокзальных буфетах действовали особые правила по обращению с деньгами — сдачу можно было положить только на специальное блюдечко. На железных дорогах организовали бесплатный проезд для выписывающихся из холерных больниц неимущих пациентов. Было налажено масштабное производство дезинфекционных средств, распространялись инструкции, объясняющие людям, как они могут защитить себя от холеры. Похожие рекомендации мы получаем и сейчас, но через другие каналы.

Последняя масштабная эпидемия холеры разгорелась уже в СССР, в 1970 году. Первых заболевших обнаружили в Батуми. Оттуда инфекция распространилась в Астраханскую область, Керчь и Одессу. О начале эпидемии власти не говорили, но похороны скрыть было невозможно. После распространения не только инфекции, но и слухов была создана Всесоюзная чрезвычайная противоэпидемическая комиссия, а в центрах эпидемии организованы оперативные штабы. Людей, которые не имели признаков заболевания, но могли быть его носителем, изолировали в обсерваторах. 

Оспа

Оспа — опасная вирусная инфекция, которая с древних времен захватывает разные страны. В России эта болезнь встречалась довольно часто. Именно от оспы умер 14-летний император Петр II, а среди первых привитых была императрица Екатерина II.

В начале XIX века в Российской империи от оспы стали массово прививать детей. В Главархиве Москвы сохранились рапорты уездных врачей Московской губернии, где были указаны должности и имена врачей, сделавших прививки, количество привитых детей и описание того, кто из них как перенес прививку.

К 1936 году натуральная оспа в СССР была полностью ликвидирована благодаря всеобщей вакцинации, но через несколько лет она вернулась — в 1959 году ее привез из Индии московский художник Алексей Кокорекин. После возвращения у него поднялась температура, скорая забрала его в инфекционное отделение больницы имени Боткина, где к утру он скончался. Когда вскрытие показало, что у Кокорекина была оспа, началась целая спецоперация, в которой были задействованы силы КГБ, МВД и армии. Были установлены все контактировавшие с больным люди — одного из них пришлось снимать с рейса в Париж, когда самолет был уже в воздухе. В изоляции оказались тысячи людей, за всеми потенциальными зараженными следили врачи: кого-то поместили в стационары, других наблюдали на дому. Столицу закрыли на карантин, перекрыв все транспортное сообщение. Благодаря этим мерам удалось остановить распространение оспы и не дать ей вырваться даже за пределы Москвы. 

Тиф

Эпидемия сыпного тифа разразилась в России во времена Гражданской войны (1917–1921 годах) — им заболели почти 30 миллионов человек, 3 миллиона умерло. Переносчики этой болезни — обычные вши. На войне, в условиях антисанитарии, опасные насекомые быстро передавали инфекцию от одного человека к другому.

В борьбе с болезнью тогда участвовали специальные санитарные и военно-санитарные комиссии, была создана сеть карантинов, изоляционно-пропускных пунктов и фронтовых госпиталей. В Красной армии была проведена масштабная вакцинация, которая помогла остановить распространение инфекции.

В 1942 году в СССР появилась эффективная вакцина от тифа, а полностью победить его удалось благодаря антибиотикам.

«Испанка»

Одна из самых страшных пандемий в истории человечества — «испанка», от которой, по разным подсчетам, погибло от 50 миллионов до 100 миллионов человек. По количеству жертв этот грипп обогнал даже бубонную чуму и оспу. И если коронавирус особенно опасен для пожилых, то «испанка», напротив, угрожала молодым людям.

В Россию «испанский грипп» пришел в 1918 году, в нашей стране его часто путали с легочной чумой. Эпидемия началась на Украине, в Киеве было заражено практически все население. Вскоре вирус охватил Центральную Россию. Всего в РСФСР от «испанки» погибло около 3 миллионов человек, что составляло 3,4% населения страны.

Победить страшный грипп удалось благодаря тем же методам, которыми боролись с эпидемическими заболеваниями раньше. Как указывают документы, к началу XX века в Российской империи уже сложилась целая система профилактических мер. В дореволюционной России у заразившихся обязательно брали анализы, чтобы убедиться, что они больны именно «испанкой». Для инфицированных создавали временные больницы и выделяли специальный транспорт — например, для заразившихся тифом использовали отдельные сани.

Многолетний опыт борьбы с эпидемиями помог врачам правильно организовать профилактику во время Великой Отечественной войны. В 1941–1945 годах в стране наблюдались лишь отдельные локальные вспышки заболеваний. Наработками, объединенными в систему противоэпидемиологических мероприятий, мы пользуемся до сих пор. Отслеживание заболевших и тех, кто с ними контактировал, определение правил самоизоляции, распространение информации о вирусе, помощь пострадавшим, карантин в учебных заведениях — все эти меры уже доказали свою эффективность в прошлом.