Долина раздора. Как комментируют новый фильм Юрия Дудя о мировой IT-столице
Александр Роднянский, продюсер:
Дудь обладает удивительной способностью вдохновлять. Не просто информировать и увлекать … обаяние и сила этого проекта в другом — в его удивительном влиянии на зрителей. Я не смог, конечно, прочитать все тысячи комментариев, оставленных на YouTube, но те, что я увидел, единодушны — они благодарят автора за возможность услышать людей увлеченных и реализованных (…) Все герои фильма — «наши». Наши ребята из России и Белоруссии, из Медведково, Таганрога, Ульяновска и других понятных нам мест (…) За многие годы я не помню ощущения такой силы, чтобы документальная программа, в которой журналист просто разговаривает с людьми, рождала чувство важности проговариваемого на экране. Дудь задает свои обычные вопросы — о том, что заставило сделать выбор, о борьбе за выживание, о деньгах, о семьях, о перспективах, друзьях, квартирах, домах, образовании, отношениях с родной страной (…) Но главное — о работе, о том, что дает шанс чувствовать себя необходимым. О предпринимательском духе, разлитом в воздухе. Об образовании как инструменте достижения мечты. О толерантности к провалу и понимании того, что без поражений не приходит опыт. О том, что необходимо найти место, чтобы сделать то, «для чего рожден», а не держаться за место, «где рожден». Я запомнил один из зрительских комментариев: «Спасибо, Юра, за инвестицию в будущее моих детей». Это дорогого стоит.
(Оригинал)
Валерий Печейкин, драматург:
Смотрю Дудя про Кремниевую долину и заметил вот что: какие же у нас разные гаражи. Дудь начинает с гаража в Пало-Альто, где Хьюлетт и Паккард открыли свой первый офис. А я почему-то вспомнил, про гараж Сергея Головкина — последнего казненного в СССР маньяка. Он приводил в гараж подростков и, ну, вы понимаете, они оттуда не выходили… Я мечтаю, чтобы в нашей стране появится маньяк, который будет водить подростков в гараж и не отпускать, пока они не соберут там русский айфон. Но, если серьезно, то жуть, и я сам ходил в такой гараж под названием советская школа. Помню, занятия по ЭВМ, преподавалку, которую мы звали «Лошадь» за особую форму черепа, пузатые зеленые мониторы, язык Basic. И единственный компьютер, на котором была игра «танчики» (…) Пройдут десятилетия, и в Apple Store появится приложение «Вор в Законе — Жизнь на Зоне Pro». Приложение стоит 15 рублей и не работает. В отзывах русские люди пишут: «Спасибо разработчикам, чтоб вы ногу сломали» (…) Если русский программист не уезжает в Силиконовую долину, он всю жизнь пилит такие приложения или анимацию для пасхальных открыток. Давайте водить мальчиков в гараж, чтобы делать стартапы. Make money, not love.
(Оригинал)
Алексей Кудрин, глава Счетной палаты:
Год назад Юрий Дудь показал фильм о Колыме, «столице страха». Новый трехчасовой фильм Юрия об обратной стороне мира — Кремниевой долине, столице технологий. Очень позитивно заряжает к творчеству.
(Оригинал)
Николай Богомолов, журналист:
Отлично рассказал, как в Америке бесплатно деньги раздают, как достаточно придумать любую херню для телефона, чтобы стать миллионером, как бесплатно учатся в лучших университетах, ездят на Теслах и даже весь мир от коронавируса спасают. Но почему-то совсем не показал тех, кто не прижился, кто потерял все, кто осел в русскоязычных гетто, где время остановилось на уровне конца 80-х годов, кто вернулся домой, чтобы в очередной раз начать все с нуля. А таких в сотни, если не в тысячи раз больше, чем молодых успешных стартаперов. Задача журналистики — показать явление с разных сторон, с черной и белой. А Дудь в своей документалистике берет идею, которая ему нравится, показывает ее плюсы, а минусы игнорирует, хотя они есть, их много и они важны для понимания явления. А если так, то чем он лучше того же Киселева?
(Оригинал)
Яна Ганник, сооснователь банка «Точка»:
Посмотрела новый выпуск «ВДудь» про Кремниевую долину. И так обидно стало от того, как Юрий Дудь восхищается культурой, компаниями и предпринимателями там, абсолютно не зная о том, какие примеры есть здесь. У нас не принято гордиться своим, не принято широко освещать истории хороших бизнесов, ИТ-компаний. Не принято интересоваться этими вопросами, потому что по умолчанию считается, что в России есть максимум «Яндекс» и несколько государственных компаний-гигантов (…) С грустью смотрела, как он восхищается электронным документооборотом, хотя, например, уральский СКБ «Контур» давным давно создал «Диадок». В том же Екатеринбурге есть наша «Точка», в которой слова MVP, питч (…) уже лет 8 как являются частью культуры и которая является самой большой в мире горизонтально управляемой холакратической компанией без начальников и бюрократии в любом ее проявлении (включая все плюшки, крутые офисы и бесплатную еду). Есть офигенная ИТ-компания в общепите «Додо Пицца» (…) Есть сотни примеров классных технологичных организаций с крутой культурой, светлыми людьми, объединенными желанием сделать мир лучше и делающими это. Но выпуск Юры заканчивается неутешительными выводами в духе «в России это все невозможно». Хочется сказать: Юрий, возможно все, приезжайте в гости и сами убедитесь! Но, скорее всего, этого не произойдет, потому что подобного рода выпуски будут мало кому интересны, ведь запроса на внутреннюю настоящую гордость (гордость за настоящее, а не за прошлое) у нас пока, к сожалению, не сформировалось.
(Оригинал)
Никита Шерман, экс-глава соцсети «Одноклассники»:
Дудь снял отличный фильм про Кремниевую долину с кучей прекрасных знакомых лиц. И я бы очень хотел, чтобы мои дети, например, посмотрели, как устроен Стэнфорд, и вообще зажглись идеей другого мира, про который я и так им много рассказываю. Но я не представляю себе, как заставить этих детей хотя бы начать смотреть трехчасовой фильм. Поколение YouTube не готово к таким подвигам. Мне и самому пришлось растягивать это удовольствие на два дня по два подхода.
(Оригинал)
Подготовили: Никита Павлюк-Павлюченко, Асхад Бзегежев