Начать блог на снобе
Все новости

Иоахим Бейкелар. Рыбный рынок. 1568 Иллюстрация: Wikimedia Commons

Без-имени-1.jpg

Иоахим Бейкелар. Рыбный рынок. 1568 Иллюстрация: Wikimedia Commons

Екатерина Донцова: Бесконтактный ретейл. Какими будут магазины после COVID-19

Редакционный материал

Мир стремительно меняется из-за пандемии коронавируса, и станет ли он снова прежним — не знает никто. Пока бизнес отчаянно борется за выживание, аналитики пытаются предсказать глобальные тренды и то, как трансформируются ретейл и рынок товаров повседневного спроса. Екатерина Донцова, операционный директор кэшбэк-сервиса Backit и партнерской сети ePN Affiliate, рассказала «Снобу», как люди будут делать покупки, расставлять приоритеты и нести расходы уже в ближайшем будущем

4 июня 2020 16:03

Всемирная торговая организация (ВТО) уже прогнозирует спад мировой торговли в 2020 году на фоне пандемии коронавируса. Аналитики организации ожидают снижения по итогам 2020 года на 13–32%. Восстановится ли рынок в 2021 году? В ВТО говорят, что это зависит от длительности пандемии и мер господдержки в конкретных странах.

Шесть стадий влияния COVID-19 на ретейл

Анализируя опыт тех стран, которые уже серьезно пострадали от пандемии — США, Китая, Испании, Италии, Германии и Франции, — аналитики Nielsen, крупнейшей независимой компании, специализирующейся на маркетинговых исследованиях в индустрии товаров повседневного спроса, выделили шесть стадий изменения покупательского поведения при вспышке коронавируса. Оказалось, что во всех странах люди ведут себя примерно одинаково. 

Когда в стране минимум случаев заражения COVID-19, внимание к теме здоровья, продуктам для поддержания иммунитета и теме здорового образа жизни в целом растет. Когда появляются первые жертвы, на первый план выходят товары сдерживания распространения вируса, например, медицинские маски и антисептики. На третьей стадии, когда случаев заражения уже достаточно много, люди покупают впрок товары длительного хранения.  

Далее следуют два самых сложных этапа. Когда страна вплотную подходит к серьезному карантину, растут продажи онлайн: здесь могут возникать сложности в цепочках поставок из-за введения различных ограничений со стороны властей. На пятой стадии, когда в стране массовое заражение и карантин, люди реже ходят в магазины, онлайн-продажи растут взрывными темпами, а рост цен на определенные категории товаров происходит из-за дефицита и ажиотажного спроса. Шестая стадия — возвращение к нормальной жизни. 

Корзина консервов и санитайзеров

Людей в магазинах становится меньше, и покупают они по-другому. Nielsen сравнила продовольственные корзины в затронутых COVID-19 странах на неделе с 7 по 14 марта с аналогичным периодом прошлого года. Выяснилось, что 

в Италии вдвое подскочил спрос на моющие средства, а на продукты длительного хранения, например, молоко и консервы, примерно в полтора раза. В США на той же неделе на 500% в деньгах выросли продажи дезинфекторов и термометров, увеличение более чем на 250% показали продажи медицинского спирта и медикаментов, втрое выросли продажи санитайзеров. Исследователи Nielsen зафиксировали, что корзина покупателей этих категорий товаров очень отличается от корзины типичного покупателя. Например, первые покупают на треть больше детских подгузников и детского питания. 

Магазины «у дома» теряют покупателей быстрее, чем гипермаркеты, потому что большая часть людей стремится купить как можно больше продовольствия за один раз и минимизировать походы в магазин. В Китае к началу марта у 40% гипермаркетов продажи выросли более чем на 5%, а вот у половины супермаркетов и магазинов у дома снижение продаж составило от 10% и более. В Китае также заметно изменилось покупательское поведение: люди стали покупать больше мыла, воды, растительного масла и соевого соуса, а вот йогурты и пиво стали менее востребованы. 

Во всем мире больше всего страдают продавцы люксовых товаров и косметики. Последняя оказалась вообще не нужна в период пандемии: у 100% таких магазинов в Китае падение продаж составило более 10%, продажи у детских магазинов тоже заметно просели. В России события развиваются похожим образом: на днях стало известно, что сеть магазинов косметики и парфюмерии «Рив Гош» прекратила платить поставщикам.

Мегатренды: онлайн и бесконтактный ретейл

По шкале Neilsen наша страна находится сейчас примерно на четвертой-пятой стадии в зависимости от региона: жесткость мер режима самоизоляции вплоть до 30 апреля определяют власти субъектов РФ.

Несмотря на то что магазины, продающие продукты питания и товары первой необходимости, остались открыты, Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) уже отмечает снижение трафика в продовольственных магазинах. За неделю с 30 марта по 5 апреля число покупателей в магазинах «у дома» сократилось на 20–30% по сравнению с неделей с 16 по 22 марта, когда был пик ажиотажа. В гипермаркетах за тот же период количество покупателей сократилось на 40–60%. «Карусель» и «Лента» уже начали предоставлять покупателям бесплатное такси до дома. В общем, это похоже на китайский сценарий. Взрывными темпами растет онлайн, причем из-за спешки и перегрузки порой в ущерб качеству.

Российский рынок online grocery (продажа товаров повседневного спроса: продуктов, напитков, бытовой химии) оценивается примерно в $400 млн, по данным Forrester, а к 2021 году он достигнет $3,1 млрд. Такие скорости роста уже назвали «крейсерскими». 

Традиционному ретейлу сложнее, особенно если нет собственной онлайн-модели, которая мало-мальски работала до пандемии. Но, как и во всем мире, российские ретейлеры чутко реагируют на происходящее и буквально «переобуваются» на ходу. Главная задача — обеспечить минимум контакта между персоналом и покупателями, а это значит, что нужна не только строгая разметка в залах для соблюдения социальной дистанции, но и кассы самообслуживания, и бесконтактная выдача товаров.

В США модель «купи онлайн — забери сам» (buy-online pick-up in-store — BOPIS), по данным Adobe, показала скачок на 62% только с февраля по март 2020 года, когда эпидемическая ситуация в стране еще не была столь критичной. Российские магазины тоже ввели «бесконтактный самовывоз» и «бесконтактную доставку» для предоплаченных заказов. Если модель приживется, это значит, что ретейлеры лишатся части трафика в торговых залах, где совершается множество спонтанных покупок. С другой стороны, за счет онлайна и доставки без контакта можно снизить издержки на содержание торговых площадей, мерчендайзинг и выплаты продавцам-консультантам, что сейчас практикуют крупные сети. 

Бесконтактная торговля будет задействовать и все больше технологичных решений, но для их развертывания нужны время и деньги. Например, сеть «Азбука вкуса» решила устанавливать торговые автоматы в жилых домах. Две недели назад о намерении бесплатно устанавливать вендинговые автоматы в подъездах жилых домов Москвы и Петербурга рассказали в сети «ВкусВилл». В то же время «Пятерочка» начала массово устанавливать кассы самообслуживания собственной разработки: всего в 2020 году ретейлер планирует ввести в строй 12 тысяч таких устройств.

Что будет дальше? Пока об этом можно судить только на основе китайского опыта, где ретейл постепенно возвращается к работе. Там сохраняются значительные меры предосторожности в торговых залах. У покупателей — фокус на заботу о здоровье и гигиене и на соответствующие товары. Также есть сдвиг потребления в сторону онлайн-покупок. Как переживет этот «идеальный шторм» российский сегмент ретейла, связанный с реализацией товаров повседневного спроса, покажут ближайшие несколько месяцев.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Из-за пандемии нам пришлось отказать себе в привычных удовольствиях и ежедневных ритуалах и одновременно попробовать что-то новое, например, перейти на онлайн-покупки или начать чаще созваниваться с друзьями и близкими в Zoom. Основатель QMarketing Academy (реклама и инвестиции в технологические компании по всему миру) Роман Кумар Виас рассказывает, как пандемия изменит привычки потребителей после отмены ограничений
Когда карантин закончится, людям еще долгое время придется сохранять социальную дистанцию. Ученые из Гарвардского института считают, что даже после преодоления пандемии карантинные меры придется периодически повторять вплоть до 2022 года. Что это означает для торговли? На этот вопрос отвечает Дмитрий Бороздин, сооснователь и гендиректор компании retailCRM
Конгрессно-выставочный бизнес — одна из наиболее пострадавших от коронавируса отраслей. В мире отменены более 1600 международных и местных выставок. Чтобы выжить, отрасль сделала резкий поворот в сторону онлайна. Как индустрия деловых событий живет во время пандемии и заменят ли онлайн-конференции классический офлайн-формат, рассказывает Ольга Собченко, управляющий партнер Центра корпоративных коммуникаций С-ГРУП

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.