
Куратор Юлия Бычкова: Зачем современное искусство людям в кризис
Сейчас потихоньку снимают ограничения, связанные с коронавирусом. Нужно восстанавливать привычный мир, и бизнесы, удовлетворяющие базовые потребности (еда, сон, забота о теле), такие как рестораны, гостиницы, фитнес-центры, снова выходят на первый план. Может показаться, что для искусства сейчас не время. Но это заблуждение! И я объясню почему.
Есть одна особенность, на которую обращают мало внимания, когда говорят о социальных катаклизмах — потрясения будоражат, и будоражат они, в том числе, творческих людей — художников. За каждым кризисом следует свой маленький ренессанс.
Коронавирус заставил нас всех сидеть по домам и этим изменил подход к городскому пространству. Мы стали больше обращать внимания на то, что находится вокруг мест, где мы живем. И зачастую эти места выглядят не очень привлекательно. Постсоветская городская среда довольно однообразна, и я думаю, что многие люди, которые сейчас сидели дома, смотрели за окно и думали, что хотели бы что-то поменять. Но что и как?
Все сходятся на мысли, что, когда мир придет в себя после этого катаклизма, он не будет прежним. Часть организаций не вернется в офисы, и люди начнут больше работать из дома. Если раньше все люди и деньги стекались в центр, туда было направлено благоустройство и там старались создавать комфортную городскую среду, то теперь точками развития станут места для жизни, а не для работы — места, в которых мы с вами сидели на самоизоляции.
Как только появится возможность, нужно взять энергию, появившуюся у людей, и направить ее в созидательное, творческое русло, чтобы преображение городской среды было не просто директивой сверху, а осознанным совместным стремлением и жителей, и чиновников. Это то, чем мы в «8 линиях» занимались до пандемии, и то, чем мы будем заниматься еще активнее после, ведь теперь этот вопрос встал еще острее.
Как искусство помогает городу
Любой перформанс, уличный концерт, спектакль вовлекает жителей и позволяет им по-другому посмотреть на окружающее пространство, но лучше всего работает комплексный подход, когда разрабатывается стратегия, и в городе на долгое время появляются продуманные арт-пространства, в которых запланированы регулярные активности. Важно, чтобы жители становились соучастниками, тогда они видят, что могут влиять на формирующуюся вокруг них среду.
Осенью 2019 года мы занимались организацией фестиваля «Алушта Green» в Крыму, и могу сказать, что это действительно многолетний проект. Вся художественная деятельность строится вокруг арт-набережной, которую инициировал наш заказчик Александр Лебедев. Его фестиваль основан на продуманной стратегии, имеет огромный потенциал и объединяет вокруг себя большое количество профессионалов.
В Алуште мы вовлекали людей всеми возможными методами: они создавали арт-объекты, выходили на сцену, танцевали, участвовали в мастер-классах, делали себе костюмы и присоединялись к карнавальному шествию. А главное — знакомились друг с другом и создавали сообщество, которое необходимо для горизонтального развития города. Фестиваль специально проводился после окончания туристического сезона, чтобы вовлечь максимальное количество местных жителей.