Все новости

«Недоученные» дети

Родителям порой непросто сделать выбор между необходимостью помочь ребенку выполнить неподъемное домашнее задание и желанием провести тихий семейный вечер. Но именно от этого выбора будет зависеть душевный комфорт и мир в любой семье
13 июля 2020 9:24
Иллюстрация: Veronchikchik

Консультация по скайпу в период самоизоляции. Сравнительно большой город российской провинции.

— Вы знаете, у меня с дочкой, ей 12 лет, очень ухудшились в последнее время отношения. Недавно во время ссоры она сказала: «Лучше бы я вообще умерла!» Я очень испугалась.

— Да, это тревожный симптом, — согласилась я.— Но вообще-то дети — прекрасные манипуляторы, и мне нужно знать конкретику. Опишите, пожалуйста, максимально подробно сцену, в которой это было произнесено. Вы сидите дома в изоляции?

— Я через день хожу на работу, а дети дома.

— Кроме двенадцатилетней дочки у вас есть еще дети?

— Да. Еще одна дочка, ей четыре с половиной.

— С кем остаются дети, когда вы на работе? Ведь садик сейчас тоже не работает.

— Да они сами. Младшая совершенно спокойно сама с собой играет или мультики смотрит, а старшая почти взрослая. И я сейчас не на полный рабочий день ухожу. Максимум семь часов с дорогой получается, а обычно и того меньше.

— Поняла. Продолжайте.

— Я пришла с работы. Это уже вечер, поздний довольно, я не с раннего утра уходила — сначала накормила их, сделала какие-то домашние дела. Потом меня целый день не было. Они одни. Люба — старшая — должна была, конечно, все уроки сделать, она же на онлайн-обучении, как все теперь. И вот вечером я сразу стала их проверять, и тут выясняется, что им по географии задали очень большое задание, которое нужно отправить до завтрашнего утра. Прямо вот очень большое, непонятно даже, почему такое — до этого по географии в основном ерунда какая-то была или вообще ничего не задавали. А она его даже не начинала — то ли забыла, то ли еще что. Я, конечно, разозлилась: «У тебя же целый день был свободный! Почему же ты не?..» Она ничего мне не объяснила (а что тут объяснишь?), села делать. И вот она сидит над этим заданием и явно не соображает, что там и как. Говорит: мама, помоги. Мне куда деваться? Тут помогать уже некогда — сажусь делать вместо нее. Сижу, пытаюсь разобраться, а у самой от усталости уже просто голова падает. Младшая чего-то канючит, меня дергает — она меня целый день не видела, соскучилась, — а я ее прогоняю, чтобы сосредоточиться, и сама себя виню, ну и старшую конечно. И в конце концов говорю: «Да что же это такое? Я целый день отработала, а ты тут целый день фигней страдала, и вот теперь я после работы еще ночью должна за тебя эту географию делать?» Вот тут она то самое и говорит…

— Другие ваши конфликты — вы сказали, что в последнее время они драматически участились — строятся по такому же образцу?

— В общем-то да. Обычно все как-то из-за ее учебы. С сестрой она хорошо ладит, и по другим поводам мы тоже вроде не ссоримся.

***

А теперь, уважаемый читатель, давайте посмотрим на эту ситуацию со стороны. Не очень большой российский город. Неожиданные для всех режим ограничений и онлайн-обучение. Учительница географии в обычной школе этого  города. С трудом осваивает новые цифровые инструменты, шестиклассникам по своему предмету сначала почти ничего не задает, потом вдруг спохватывается или ей сверху спускают какой-то очередной истерически-безумный циркуляр — и она в соответствии с ним срочно формирует неоправданно большое и сложное задание, чтобы что-то неопределенное догнать и отчитаться.

Девочка-шестиклассница, пока мать на работе, весь день сидела с сестрой, которой не исполнилось и пяти лет. Она с ней, несомненно, общалась, играла, кормила ее, следила за ее игрой, отвечала на вопросы, помогала ей сходить в туалет и всякое такое. Она сделала, между тем, какие-то уроки. Она, возможно, взглянула на задание по географии, удивилась его объему, возможно, не поняла, как за него взяться, и трусливо отложила «на потом».

Потом с работы пришла усталая мать. Она не приголубила дочек, не поблагодарила старшую за то, что дома все в порядке, не пошла с ними ужинать, болтать, пить чай с печеньем и сидеть на диване, обнявшись, у телевизора. Она сразу кинулась проверять уроки. И быстро выяснила, что к заданию по географии для шестого класса ее дочь даже не приступала. Боже мой! Наверняка случится что-то ужасное, если в этом небольшом городе растерянная шестиклассница не выполнит вовремя онлайн-задание растерянной учительницы. Мать ругает дочь и усаживает за компьютер. Дочь откровенно не понимает, что ей делать — возможно, учительница действительно перестаралась со сложностью и объемом задания. Мать гневается еще больше и садится делать задание сама. И тоже ничего не понимает. Младшая соскучившаяся девочка хочет любви и ласки. Мать ее гонит, она плачет. На дворе ночь. «Да что за черт! Почему я должна?!» — кричит мать. Задание по географии для шестого класса. Провинциальная Россия. «Да лучше бы я умерла!» — кричит в ответ двенадцатилетняя девочка по имени Любовь.

***

Коронавирус, режим самоизоляции и все, что из этого следует. Очень большая и вполне понятная тревога в обществе. У всех. У стариков, у молодых, у одиноких. Особенно — у родителей. 

— Я же отвечаю не только за себя, но и за детей. А за что я у них отвечаю? Ну, накормить, одеть, купить тетрадки, карандаши и какие-то игрушки — но с этим вроде бы никакой проблемы, слава богу, нет. Что там еще? Ну конечно, в первую очередь я отвечаю за то, чтобы они получили образование. Когда я сама была маленькой (в перестройку), мои родители все время были заняты непосредственным выживанием, и за свою учебу я отвечала сама. И вполне справлялась. Но, помилуйте, это когда было. С тех пор все изменилось. Сейчас — вы же понимаете — если ты не успел, то опоздал. Куда опоздал? Да какая разница. Главное — бежать изо всех сил.

***

Да, мы мало что можем сейчас уверенно спрогнозировать. Но именно поэтому не нужно никуда бежать изо всех сил, вытаращив глаза. Нет никакого резона портить отношения с детьми из-за задания по географии для шестого класса. Или из-за списка книг на лето, или из-за вашей внезапной идеи, что хорошо бы ему вот сейчас, летом, «вот это повторить», «пописать диктанты» или «порешать хоть какие-то задачи».

Ваши тревоги понятны. И они отражаются на ваших детях — это тоже очевидно. Сделайте сознательное усилие, чтобы поменьше транслировать на них свое нынешнее беспокойство, и этим вы окажете огромную услугу их нервной системе, не говоря уж о сохраненных хороших и доверительных отношениях.

Позвольте лету быть именно летом, то есть временем зарядки батареек, а не их истощения. Вспомните себя в возрасте своих детей. Постройте вместе шалаш в кустах. Поймайте ужасную личинку стрекозы или подглядите ее метаморфоз на берегу дачного пруда или реки (весь процесс занимает около получаса). Гарантирую: ваш ребенок не забудет увиденного никогда в жизни, и это удивительное воспоминание будет связано с вами.

Если так уж хотите «хороших и правильных» текстов — читайте ему вслух то, что вы сами любили в его возрасте. Играйте «в слова» для расширения словарного запаса и в «что хотите, то берите…» — для улучшения концентрации внимания.

И помните: один семейный чай с болтовней, баранками и вареньем на летней веранде однозначно и безусловно терапевтичнее трех написанных там же диктантов.

Вступайте в клуб «Сноб»!
Ведите блог, рассказывайте о себе, знакомьтесь с интересными людьми на сайте и мероприятиях клуба.
Читайте также
Катерина Мурашова
Порой бывает достаточно свести двух умирающих людей, чтобы тем самым продлить жизнь каждого из них
Катерина Мурашова
Универсальные правила счастья, которые подходят всем, от древних шумеров до современных россиян