Михаил Крапивной: Как промышленный дизайн простых вещей меняет жизнь целых городов
Это больше похоже на комнату отдыха. Но внутрь можно попасть, только если температура твоего тела в норме. Умные остановки для общественного транспорта в Сеуле не бросаются в глаза. Лаконичная форма — первая особенность изделий промышленного дизайна, будь то самолет или городской микрорайон. Но главное — начинка. Задача промдиза — упростить использование и максимально улучшить первоначальный функционал предмета.
В помещениях корейских остановок воздух внутри очищается от вирусов, есть зарядка для мобильных телефонов, столики, бесплатный Wi-Fi, интерактивная карта с возможностью проложить маршрут, а главное — отсутствие потенциальных переносчиков вируса рядом. Двери тем, у кого температура выше нормы, умная остановка из стекла не откроет. А данные после сканирования будут переданы в органы здравоохранения.
Мировой рынок
Объем мирового рынка умных городов в 2019 году оценивался в $83,9 миллиарда, и ожидается, что совокупный среднегодовой темп роста с 2020 по 2027 год составит 24,7%. Профильная дорожная карта, утвержденная правительством Михаила Мишустина, которая станет первым шагом к распространению умных городов в России, предполагает рост внутреннего рынка инжиниринга и промдизайна к 2025 году с 2,8 до 3,9 триллиона рублей.
На что способен городской промышленный дизайн, демонстрирует всему миру Сингапур — город напоминает выставку лучших достижений отрасли под открытым небом. Ежегодно на развитие промышленного дизайна Сингапур выделяет миллиарды долларов — одних только профильных вузов в городе-государстве целых шесть. На выходе — образцовая эргономика городской среды: торговые центры с умной системой вентиляции без единого кондиционера, парки с искусственными деревьями, оснащенные установками по сбору дождевой воды для перераспределения ее на полив растений и наполнение фонтанов.
Основную долю рынка массмаркет-изделий промдизайна делят между собой Корея, Япония, США и Китай. Так, рынок креативной индустрии в Китае оценивается в $509 миллиардов. Из них $168,5 миллиарда приходятся на экспорт. Конструкторские бюро в этих странах — штатная единица и концерна-производителя, и стартапа. Плотная конкурентная среда заставляет создателей продукта постоянно улучшать функционал без увеличения конечной стоимости. Поэтому соковыжималка-осьминог из нержавеющей стали как арт-объект для интерьера и одновременно востребованный кухонный аксессуар становится самым обычным делом. В одной Финляндии оборот сектора дизайна составляет €3,23 миллиарда. Из них €2,95 миллиарда приходятся на дизайн-ориентированные производства.
Примеры в России
В США несколько тысяч компаний занимаются промышленным дизайном, в России их не более 35. При этом 80% рынка делят буквально десять компаний. В России пока промышленный дизайн представлен внешними конструкторскими бюро и, соответственно, отличается очень низкой конкуренцией. При этом нам в буквальном смысле приходится ходить за заказчиком. Чтобы промышленники выстраивались в очередь в конструкторское бюро — такого нет.
«Да зачем нам нужен ваш промышленный дизайн, у нас есть чертежи, по которым мы работаем уже лет десять, а то и больше» — такой ответ мы часто получаем от производственных компаний России. Сейчас мы активно работаем с госсектором: Министерством обороны и МЧС. Один из последних заказов — очки виртуальной реальности для обучения военных и беспилотные дроны. Но здесь участие промышленного дизайна обусловлено конкуренцией между государствами.
Ведомственный проект Минстроя «Умный город» стартовал в России в 2018 году. Цель — автоматизировать процессы, например сбор данных о состоянии коммунальной среды, и создать эффективные решения в городском пространстве, например умные светофоры. В последние внедряют контроллеры дорожной сигнализации, датчики для определения подъезжающих к перекрестку транспортных средств, устройства для передачи данных о нарушениях и т. д. После появления умных светофоров на 40 перекрестках в Воронеже пропускная способность дороги выросла на 18%.
В Екатеринбурге установлены интеллектуальные светофоры от Уральского оптико-механического завода им. Э. С. Яламова (УОМЗ). Эти устройства могут быть дополнены камерами видеонаблюдения, экологическими датчиками, базовыми станциями сотовой связи. В итоге у администрации города под рукой готовое решение для развития инфраструктуры и контроля дорожной ситуации в городе.
Недавно на российском рынке появились умные мусорные ведра, в том числе российского производства: открываются без касания благодаря датчику, запаивают полные мешки и меняют их самостоятельно на новые, но мусор пока не выносят. Гаджет доступен по цене от 3 тысяч рублей. Упрощающие жизнь предметы промышленного дизайна имеют огромный потенциал на российском рынке, вопрос в том, кто его захватит. Пока что реальная емкость рынка промышленного дизайна России составляет 900 миллиардов рублей, в то время как потенциальная — 1,2 триллиона.
Развитие городов и нацпроекты
В России промышленный дизайн для конечного потребителя доступен уже сейчас. Каждый может сделать свой дом умным или заказать отдельные предметы, например то же самое мусорное ведро. Но сказать о том, что промышленный дизайн изменил российскую урбанистику, пока не представляется возможным.
Помимо городского промдизайна, в объектах инфраструктуры (от люка канализации до светофора), которые призваны быть максимально комфортными для жителей города, безопасными и улучшать жизнь мегаполиса, должен работать так называемый дизайн процессов, систем и сервисов — продакт-дизайн. Мало установить умный светофор, нужно, чтобы он соотносился со всеми системами городского хозяйства, улучшал и упрощал их работу и его функционал не был бы загадкой для коммунальщиков. Кроме прямого применения принципов дизайна к предметной среде, есть еще применение тех же принципов к процессам, для городов это даже важнее. В этом смысле хорошая работа градостроителя, планировщика — прикладное дизайн-мышление, даже если оно так не названо.
По-настоящему качественный и интересный массовому потребителю продукт получается только в том случае, когда дизайнер и инженер работают как одна команда. По данным Innovate UK — государственной компании Великобритании, которая отвечает за внедрение инноваций в стране, — каждый фунт, инвестированный компанией в дизайн, может принести £20 дохода.
В России же повсеместному появлению промышленного дизайна в городах как единой системы мешают кумовство, распилы, личный вкус начальника, нежелание развивать урбанистику и система тендеров в целом, направленная на выбор самого дешевого решения вместо сбалансированного.