«В городе ты теряешься как личность, в деревне тебя видно всегда». Кто и как развивает удмуртские села
В Удмуртии 2021-й объявлен годом села. «Сноб» отправился в республику, чтобы узнать, какие социокультурные проекты объединяют местных жителей и привлекают туристов и при чем тут ролевики
В начале 2020 года в Удмуртской Республике при поддержке Фонда Тимченко и фонда «Сообщество» стартовал грантовый конкурс «Культурная мозаика Удмуртии». Он дал возможность жителям малых городов, сел и деревень объединиться в команды, придумать и реализовать социокультурные проекты для развития территорий за пределами столицы республики. Одним из партнеров конкурса стала команда историков-ролевиков из Глазовского района Удмуртии, победившая в федеральной «Культурной мозаике». Благодаря им в районе появилась интерактивная инсталляция «Храм живого звука» и историко-культурный парк «ДондыДор». Круглый год там проходят фестивали ленд-арта и отмечаются национальные праздники. Команда воссоздает на территории парка средневековое городище, чтобы показать, как жили и во что верили древние удмурты. «Сноб» поговорил с активными жителями Удмуртии о том, как их проекты помогают жить деревням и селам.
Фото: Пресс-служба «ДондыДор»
Фото: Пресс-служба «ДондыДор»
Фото: Пресс-служба «ДондыДор»
Фото: Пресс-служба «ДондыДор»
Фото: Пресс-служба «ДондыДор»
Фото: Пресс-служба «ДондыДор»
Фото: Пресс-служба «ДондыДор»
Алексей Дьяконов, завотделом «Центра культуры и туризма Глазовского района»
Я «заболел» рыцарями и богатырями в три года, когда папа показал мне фильм «Александр Невский». Потом мы с папой мастерили мечи. Мое увлечение определило и мою будущую профессию — я стал историком. В 1997 году в нашем районе появились первые ролевики — всего шесть человек, я был среди них. Еще через три года, когда на экраны вышел «Властелин колец», нас было уже больше 70. Мы оккупировали Заречный парк в Глазове, рубились там на мечах и бесили лыжников.
Как люди, увлеченные историей и заинтересованные в развитии района, мы мониторили грантовые конкурсы. Узнав о «Культурной мозаике», мы сразу же решили участвовать в конкурсе. Поначалу никто особо не верил, что мы можем сделать что-то интересное. Но мы выиграли грант и построили в деревне Кочишево «Храм живого звука», где можно узнать о песенных традициях и обрядах северных удмуртов. Потом мы придумали арт-парк. Сейчас «ДондыДор» — самая большая площадка ролевого движения Удмуртии. Началось все с постройки смотровой башни с частоколом и древнего жилого дома. Затем появились арт-объекты, скульптуры по мотивам удмуртского эпоса. Эльфы, хоббиты, гномы — слишком заезженная тема. А удмуртский эпос не настолько известен, это огромное поле для творчества. Одной историей народ не привлечешь. Должен быть интерактив, а это как раз про ролевые игры: сражения на мечах, отыгрыш различных ситуаций.
Каждый год 23 февраля мы устраиваем битву на тренировочных мягких палках между «темными» и «светлыми», в которой может поучаствовать любой желающий. К какой стороне примкнуть, каждый решает сам. Люди от души лупят друг друга. В этом году победили «темные» (среди которых был и я), поэтому они задали направление для развития парка. Так у нас появился музыкальный инструмент, тангыра, в виде большой железной птицы. Скоро в «ДондыДоре» откроются мастерские, где будут шить костюмы и ковать кольчуги. Наберем аниматоров, и каждые выходные у нас можно будет погрузиться в жизнь средневекового города.
В часе езды от парка «ДондыДор», в селе Дизьмино, где живут меньше полутора тысяч человек, благодаря гранту «Культурной мозаики Удмуртии» появилась «Современная музыкальная лаборатория» — кружок, где дети и подростки учатся играть на музыкальных инструментах, писать и аранжировать музыку. Пока дети теснятся в комнатушке старого клуба, но уже в конце года в селе должен открыться новый Дом культуры, куда они и переедут. Сейчас на занятия ходят 25 человек. Преподавателей всего трое, и не все из них имеют музыкальное образование. Например, Дмитрий Евсеев самостоятельно научился играть на гитаре, а теперь учит основам игры детей. По специальности он режиссер-постановщик, в юности много диджеил, занимался брейк-дансом, ездил по фестивалям, вел театральный кружок. Дмитрий мечтает поставить со своими учениками мюзикл по собственному сценарию и гастролировать с ним по Удмуртии.
Фото: Анна Алексеева
Фото: Пресс-служба проекта «Современная музыкальная лаборатория»
Виктория Евсеева, автор проекта «Современная музыкальная лаборатория»
В детстве я все время говорила бабушке, что буду жить в городе, потому что мне было скучно в деревне. Я мечтала ходить в музыкальную школу, играть на гитаре, но для этого надо было ехать в другой район, а возможностей и денег у моей семьи тогда не было. Я занималась вокалом, но мой уровень подготовки был намного хуже, чем у городских ребят.
После школы я уехала получать высшее образование в Киров. У меня была очень насыщенная студенческая жизнь: я быстро стала профоргом, организовывала волонтерские поездки в детдома. Но, пожив в городе, я поняла, что там ты теряешься как личность, сливаешься с толпой, а в деревне тебя всегда видно.
Вернувшись домой, я убедилась, что делать в деревне по-прежнему нечего и сходить некуда. Стала думать, где бы себя применить, чтобы не только свои амбиции реализовать, но и помочь другим. Я начала придумывать социальные проекты и писать заявки на гранты, но не уделяла им должного внимания, поэтому ни одного гранта не получила.
На самоизоляции я вспомнила о давней детской мечте и за 2–3 месяца с помощью уроков на YouTube и с поддержкой мужа научилась играть простые аккорды на гитаре. Тогда я подумала: а почему бы и местных детей не научить? Ведь у многих из них сейчас нет возможности ездить в музыкальную школу или купить гитару, как и у меня когда-то. Я рассказала о своей идее таким же творческим людям. Мы вместе доработали проект и выиграли грант, на который купили музыкальные инструменты. В начале июля мы открыли нашу лабораторию.
Сейчас дети учатся играть на электрогитаре, бас-гитаре, синтезаторе, драм-машине, учатся обрабатывать музыку в специальной программе и берут уроки вокала. Можно пробовать себя во всем. Занятия бесплатные. Желающих много, но мы пока не можем принять всех, потому что помещение маленькое.
Наша задача — не уступать по уровню подготовки городским кружкам. У нас уже есть две группы. Одна из них, бойзбенд, выступила на районном фестивале и заняла призовое место. Так что нам есть куда расти.
В 110 километрах от Дизьмино, в поселке Игра, где живут больше 20 тысяч человек, усилиями сельчан появилась первое инклюзивное пространство «Дети и мы». С детьми с ограниченными возможностями занимаются не только авторы проекта, но и сами родители, которые предварительно проходят спецподготовку, а помогают всем им школьники-волонтеры. В основном с детьми возятся мамы, но встречаются и вовлеченные отцы. Владимир Широбоков — один из них. У мужчины шестеро детей. Шестилетний Артем — пятый ребенок в семье, у него ДЦП. Мальчик родился раньше срока на два месяца. Врачи говорили родителям, что шансы на выживание 50 на 50, и предлагали отказаться от ребенка. «Мне говорили, что ребенок, если и выживет, останется инвалидом. А мне без разницы: это мое дите — как я от него откажусь», — вспоминает Владимир. Ездить с ребенком на реабилитацию приходится в Ижевск, а это больше полутора часов на машине. Но Владимир не унывает. Есть надежда, что «Дети и мы» станут толчком для появления новых проектов для детей с инвалидностью, и среда наконец станет доступной.
Фото: Яна Ложкина
Фото: Яна Ложкина
Фото: Яна Ложкина
Фото: Яна Ложкина
Фото: Яна Ложкина
Лариса Ускова, автор проекта «Дети и мы»
Я всю жизнь работала с подростками, одаренными и трудными, здоровыми и с ограниченными возможностями здоровья. Для меня нет особой разницы: все дети равны, просто общество их искусственно разграничивает. А потом решила рискнуть и придумать проект для совсем маленьких, 5–6-летних детей с инвалидностью. В городе много возможностей для работы с такими детьми, но в селах и деревнях другая картина: бывает, что секций и педагогов не хватает даже для обычных детей.
Конечно, сначала было страшно. Перед первым занятием я рыдала — боялась, что не справлюсь. Диагнозы у всех детей разные, каждому нужен индивидуальный подход. Да еще и сами дети маленькие, я с такими не работала. Но потом увидела, с каким удовольствием к нам шли родители, и успокоилась. Вы бы знали, как горят глаза родителей, когда они видят, что у их детей начинает что-то получаться!
Меня часто спрашивают, зачем мне это надо, ведь я не мама ребенка с инвалидностью, за моим выбором не стоит никакой личной истории. Но мне просто нравится заниматься с детьми, я люблю их — и это взаимно. Видимо, своей любовью к детям я заразила и других, потому что к нам стали приходить преподаватели. Сейчас мы объединили в нашем проекте гончарную мастерскую, шумовой оркестр, театральную инклюзивную мастерскую и студию ИЗО.
Все это — лишь малая часть проектов, которые претворяют в жизнь активисты удмуртских сел и деревень. На реализацию всех проектов в этом году организаторами «Культурной мозаики Удмуртии» и руководством республики выделено порядка 15 млн рублей. Что немаловажно, кроме денег участники команд-победителей получают возможность стажироваться в культурных центрах других регионов, где их учат, в том числе, как находить спонсоров и привлекать инвесторов для реализации новых проектов в будущем. А значит, деревня будет жить.
Автор — Анна Алексеева
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Общество». Присоединяйтесь