Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Редакционный материал
«В городе ты теряешься как личность, в деревне тебя видно всегда».

Кто и как развивает удмуртские села

В Удмуртии 2021-й объявлен годом села. «Сноб» отправился в республику, чтобы узнать, какие социокультурные проекты объединяют местных жителей и привлекают туристов и при чем тут ролевики
4 декабря 2020 16:10
Фото: Пресс-служба «ДондыДор»

В начале 2020 года в Удмуртской Республике при поддержке Фонда Тимченко и фонда «Сообщество» стартовал грантовый конкурс «Культурная мозаика Удмуртии». Он дал возможность жителям малых городов, сел и деревень объединиться в команды, придумать и реализовать социокультурные проекты для развития территорий за пределами столицы республики. Одним из партнеров конкурса стала команда историков-ролевиков из Глазовского района Удмуртии, победившая в федеральной «Культурной мозаике». Благодаря им в районе появилась интерактивная инсталляция «Храм живого звука» и историко-культурный парк «ДондыДор». Круглый год там проходят фестивали ленд-арта и отмечаются национальные праздники. Команда воссоздает на территории парка средневековое городище, чтобы показать, как жили и во что верили древние удмурты. «Сноб» поговорил с активными жителями Удмуртии о том, как их проекты помогают жить деревням и селам. 

Алексей Дьяконов, завотделом «Центра культуры и туризма Глазовского района»

Я «заболел» рыцарями и богатырями в три года, когда папа показал мне фильм «Александр Невский». Потом мы с папой мастерили мечи. Мое увлечение определило и мою будущую профессию — я стал историком. В 1997 году в нашем районе появились первые ролевики — всего шесть человек, я был среди них. Еще через три года, когда на экраны вышел «Властелин колец», нас было уже больше 70. Мы оккупировали Заречный парк в Глазове, рубились там на мечах и бесили лыжников.

Как люди, увлеченные историей и заинтересованные в развитии района, мы мониторили грантовые конкурсы. Узнав о «Культурной мозаике», мы сразу же решили участвовать в конкурсе. Поначалу никто особо не верил, что мы можем сделать что-то интересное. Но мы выиграли грант и построили в деревне Кочишево «Храм живого звука», где можно узнать о песенных традициях и обрядах северных удмуртов. Потом мы придумали арт-парк. Сейчас «ДондыДор» — самая большая площадка ролевого движения Удмуртии. Началось все с постройки смотровой башни с частоколом и древнего жилого дома. Затем появились арт-объекты, скульптуры по мотивам удмуртского эпоса. Эльфы, хоббиты, гномы — слишком заезженная тема. А удмуртский эпос не настолько известен, это огромное поле для творчества. Одной историей народ не привлечешь. Должен быть интерактив, а это как раз про ролевые игры: сражения на мечах, отыгрыш различных ситуаций.  

Каждый год 23 февраля мы устраиваем битву на тренировочных мягких палках между «темными» и «светлыми», в которой может поучаствовать любой желающий. К какой стороне примкнуть, каждый решает сам. Люди от души лупят друг друга. В этом году победили «темные» (среди которых был и я), поэтому они задали направление для развития парка. Так у нас появился музыкальный инструмент, тангыра, в виде большой железной птицы. Скоро в «ДондыДоре» откроются мастерские, где будут шить костюмы и ковать кольчуги. Наберем аниматоров, и каждые выходные у нас можно будет погрузиться в жизнь средневекового города. 

В часе езды от парка «ДондыДор», в селе Дизьмино, где живут меньше полутора тысяч человек, благодаря гранту «Культурной мозаики Удмуртии» появилась «Современная музыкальная лаборатория» — кружок, где дети и подростки учатся играть на музыкальных инструментах, писать и аранжировать музыку. Пока дети теснятся в комнатушке старого клуба, но уже в конце года в селе должен открыться новый Дом культуры, куда они и переедут. Сейчас на занятия ходят 25 человек. Преподавателей всего трое, и не все из них имеют музыкальное образование. Например, Дмитрий Евсеев самостоятельно научился играть на гитаре, а теперь учит основам игры детей. По специальности он режиссер-постановщик, в юности много диджеил, занимался брейк-дансом, ездил по фестивалям, вел театральный кружок. Дмитрий мечтает поставить со своими учениками мюзикл по собственному сценарию и гастролировать с ним по Удмуртии. 

Виктория Евсеева, автор проекта «Современная музыкальная лаборатория» 

В детстве я все время говорила бабушке, что буду жить в городе, потому что мне было скучно в деревне. Я мечтала ходить в музыкальную школу, играть на гитаре, но для этого надо было ехать в другой район, а возможностей и денег у моей семьи тогда не было. Я занималась вокалом, но мой уровень подготовки был намного хуже, чем у городских ребят. 

После школы я уехала получать высшее образование в Киров. У меня была очень насыщенная студенческая жизнь: я быстро стала профоргом, организовывала волонтерские поездки в детдома. Но, пожив в городе, я поняла, что там ты теряешься как личность, сливаешься с толпой, а в деревне тебя всегда видно.  

Вернувшись домой, я убедилась, что делать в деревне по-прежнему нечего и сходить некуда. Стала думать, где бы себя применить, чтобы не только свои амбиции реализовать, но и помочь другим. Я начала придумывать социальные проекты и писать заявки на гранты, но не уделяла им должного внимания, поэтому ни одного гранта не получила. 

На самоизоляции я вспомнила о давней детской мечте и за 2–3 месяца с помощью уроков на YouTube и с поддержкой мужа научилась играть простые аккорды на гитаре. Тогда я подумала: а почему бы и местных детей не научить? Ведь у многих из них сейчас нет возможности ездить в музыкальную школу или купить гитару, как и у меня когда-то. Я рассказала о своей идее таким же творческим людям. Мы вместе доработали проект и выиграли грант, на который купили музыкальные инструменты. В начале июля мы открыли нашу лабораторию.

Сейчас дети учатся играть на электрогитаре, бас-гитаре, синтезаторе, драм-машине, учатся обрабатывать музыку в специальной программе и берут уроки вокала. Можно пробовать себя во всем. Занятия бесплатные. Желающих много, но мы пока не можем принять всех, потому что помещение маленькое.  

Наша задача — не уступать по уровню подготовки городским кружкам. У нас уже есть две группы. Одна из них, бойзбенд, выступила на районном фестивале и заняла призовое место. Так что нам есть куда расти.

В 110 километрах от Дизьмино, в поселке Игра, где живут больше 20 тысяч человек, усилиями сельчан появилась первое инклюзивное пространство «Дети и мы». С детьми с ограниченными возможностями занимаются не только авторы проекта, но и сами родители, которые предварительно проходят спецподготовку, а помогают всем им школьники-волонтеры. В основном с детьми возятся мамы, но встречаются и вовлеченные отцы. Владимир Широбоков — один из них. У мужчины шестеро детей. Шестилетний Артем — пятый ребенок в семье, у него ДЦП. Мальчик родился раньше срока на два месяца. Врачи говорили родителям, что шансы на выживание 50 на 50, и предлагали отказаться от ребенка. «Мне говорили, что ребенок, если и выживет, останется инвалидом. А мне без разницы: это мое дите — как я от него откажусь», — вспоминает Владимир. Ездить с ребенком на реабилитацию приходится в Ижевск, а это больше полутора часов на машине. Но Владимир не унывает. Есть надежда, что «Дети и мы» станут толчком для появления новых проектов для детей с инвалидностью, и среда наконец станет доступной. 

Лариса Ускова, автор проекта «Дети и мы» 

Я всю жизнь работала с подростками, одаренными и трудными, здоровыми и с ограниченными возможностями здоровья. Для меня нет особой разницы: все дети равны, просто общество их искусственно разграничивает. А потом решила рискнуть и придумать проект для совсем маленьких, 5–6-летних детей с инвалидностью. В городе много возможностей для работы с такими детьми, но в селах и деревнях другая картина: бывает, что секций и педагогов не хватает даже для обычных детей. 

Конечно, сначала было страшно. Перед первым занятием я рыдала — боялась, что не справлюсь. Диагнозы у всех детей разные, каждому нужен индивидуальный подход. Да еще и сами дети маленькие, я с такими не работала. Но потом увидела, с каким удовольствием к нам шли родители, и успокоилась. Вы бы знали, как горят глаза родителей, когда они видят, что у их детей начинает что-то получаться!

Меня часто спрашивают, зачем мне это надо, ведь я не мама ребенка с инвалидностью, за моим выбором не стоит никакой личной истории. Но мне просто нравится заниматься с детьми, я люблю их — и это взаимно. Видимо, своей любовью к детям я заразила и других, потому что к нам стали приходить преподаватели. Сейчас мы объединили в нашем проекте гончарную мастерскую, шумовой оркестр, театральную инклюзивную мастерскую и студию ИЗО.

Все это — лишь малая часть проектов, которые претворяют в жизнь активисты удмуртских сел и деревень. На реализацию всех проектов в этом году организаторами «Культурной мозаики Удмуртии» и руководством республики выделено порядка 15 млн рублей. Что немаловажно, кроме денег участники команд-победителей получают возможность стажироваться в культурных центрах других регионов, где их учат, в том числе, как находить спонсоров и привлекать инвесторов для реализации новых проектов в будущем. А значит, деревня будет жить.

Автор — Анна Алексеева

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Общество». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Крупные социальные сети, такие как Facebook и Twitter, давно ведут борьбу с «языком вражды». Начиная с 2019 года Twitter стал уделять особое внимание ненавистническому контенту,модифицируя свои правила для его выявления и удаления. «Сноб»‎ рассказывает о новых ограничениях в Twitter
На платформе Premier 25 ноября вышел документальный фильм Романа Супера о жизни Эдуарда Успенского «‎Это Эдик». За полгода до премьеры дочь главного советского сказочника Татьяна рассказала, что в отец практиковал домашнее насилие, чем спровоцировала волну возмущения в Фейсбуке. Комментируя тот скандал, Супер сказал, что драма семьи писателя «‎гораздо более объемная и неоднозначная, чем кажется интернет-толпе». Теперь в соцсетях обсуждают не самого Успенского, а картину о нем и ее автора. «‎Сноб» собрал самые яркие отзывы
Сергей Николаевич
26 ноября исполняется 14 лет благотворительному фонду «Подари жизнь». К этой дате был снят клип на культовую песню Земфиры «Хочешь». Его автор, актер, сценарист и режиссер Евгений Морозов утверждает, что «дети сильнее, чем мы думаем». Теперь это не только слоган клипа, но и новый девиз фонда. О новой художественной лексике российской благотворительности размышляет главный редактор журнала «Сноб» Сергей Николаевич