10 главных фильмов года. Выбор Дмитрия Барченкова
«Довод», Кристофер Нолан
Еще задолго до премьеры очередной фильм Кристофера Нолана нарекли едва ли не крупнейшим событием года в индустрии кино. В общем-то, так и вышло. Только это событие — собственно, как и год — радость принесло не всем. «Довод» описывает причудливый концепт «путешествий во времени», да еще и облаченный в форму шпионского триллера про спасение человечества. Формально режиссерский эксперимент удался: ни к технической (ее, наверное, можно даже назвать гениальной, как и саундтрек Людвига Йоранссона) составляющей, ни к устройству сюжета (фильм напоминает свое же название — палиндром, то есть выражение, читающееся в обе стороны одинаково) вопросов никаких. Но вот сама история, ее картонные персонажи будто бы недоработаны. Сколько фейспалмов вызывает один только женский образ — героиня Элизабет Дебики, очевидно, стала самой неудачной фигурой в творчестве Нолана. Такой же амбивалентностью сопровождался и выход «Довода». Все причастные к миру кино поражались творческой дерзости режиссера (многим бы тоже хотелось, к примеру, взорвать самолет на студийные деньги) и в очередной раз видели в «нолановщине» источник вдохновения. Однако, посмотрев на его кассовые результаты во время пандемии, студия Warner Bros. решилась на революционный шаг — в следующем году все их проекты будут выходить одновременно в кино и в онлайне. Кинотеатры начали справлять поминки.
«Душа», Пит Доктер
Автор легендарных мультфильмов «Корпорация монстров», «Вверх» и «Головоломка» придумал идею для нового проекта после рождения сына. Пита Доктера заняла мысль о том, что же происходит с человеком до его рождения. Главный герой его анимации — учитель музыки Джо мечтает стать настоящим музыкантом, но, как только ему удалось приблизиться к исполнению своего желания, он случайно падает в канализационный люк. Только вот уходить в мир иной Джо пока не хочет, поэтому его душа не спешит отправляться к концу тоннеля. Мультфильм «Душа» получился новаторским с точки зрения не только содержания, но и формы (загробный мир и его обитатели визуально состоят из простых линий, которые до последних лет довольно сложно поддавались визуализации в трехмерном пространстве), а без преувеличения выдающуюся музыку, которой этот мир наполнен, написали оскароносные композиторы Трент Резнор и Аттикус Росс.
«Дьявол всегда здесь», Антонио Кампос
Фильм американского режиссера Антонио Кампоса стал еще одной точной метафорой 2020 года. Дьявол больше не носит Prada, а кроется в поступках граждан штата Огайо, живших в промежутке между Второй мировой и Вьетнамской войнами. Драматургия Кампоса похожа на доску с множеством натянутых (и зависящих друг от друга) нитей, одну из которых в самом начале фильма перерезают — зрителю же остается наблюдать за последствиями. Разыгрывают этот довольно коэновский сюжет известнейшие имена: Роберт Паттинсон, Том Холланд, Миа Васиковска, Билл Скарсгард и Себастьян Стэн. Но главное, что подарил нам фильм, — герой Тома Холланда, который, пройдя ад на земле, остается светлым и непредубежденным человеком.
«Еще по одной», Томас Винтерберг
Мадс Миккельсен, будучи народным героем в России (актер приезжал дважды, и каждый раз его одаривали миллионом цветов и презентов не хуже, чем артиста Театра сатиры в советские годы), в этом году окончательно закрепил статус настоящей звезды во всем мире. Помогла, во-первых, новость о том, что именно Миккельсен заменит Джонни Деппа во франшизе «Фантастические твари», а во-вторых — новый шедевр режиссера «Торжества» и «Охоты» (важнейших датских картин) под названием «Еще по одной». В нем группа учителей, одного из которых Мадс и сыграл, решает проверить занятную теорию: для счастья в организме человека должно содержаться 0,05% алкоголя. Эксперимент превращается сначала в побег от рутины, а после — в настоящую трагедию с потрясающим танцем в ее финале. Один из лучших фильмов года уже успел заработать в России больше 90 миллионов рублей, что для независимого кино, да еще и в пандемию, отличное достижение.
«Легенда о волках», Томм Мур и Росс Стюарт
Обладая гораздо меньшими бюджетами, чем та же Pixar, студия Cartoon Saloon умудрилась создать анимацию высшего уровня, по форме и содержанию столь же мощную, что и «Душа». «Легенда о волках» — это тоже философская притча про принятие себя и внутреннюю свободу. Только действие фильма происходит в прошлом, в 1650 году, а в основе сюжета лежит ирландский фольклор. Главные героини — две девочки, которые по ночам перевоплощаются в лесных волчиц. Здесь, как и в «Душе», произошел технологический прорыв — невозможно не влюбиться в красочную картинку, виртуозно разработанную создателями мультфильма Томмом Муром и Россом Стюартом. Ровно как невозможно не заплакать, переживая за героинь в борьбе за право быть собой.
«Манк», Дэвид Финчер
Наверное, не лучший, но самый обстоятельный фильм Дэвида Финчера (не могу закрыть глаза на совершенно гениальные картины «Зодиак» и «Исчезнувшая»). И, конечно, это праздник исторической справедливости, которая наступила благодаря Финчеру и Netflix. С одной стороны, наконец-то воплощен в жизнь сценарий отца Финчера, который тот написал двадцать с лишним лет назад. С другой — «Манк» доводит до широкого зрителя измышления критикессы Полин Кейл, которая в своем программном эссе «Воспитание Кейна» пошатнула фигуру режиссера классической ленты «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса, заявив, что основные лавры должны были достаться сценаристу Херману Манкевичу. Именно его Дэвид Финчер и сделал центральной фигурой своей картины. Но все вышеназванное меркнет перед другим достоинством «Манка» — в фильме есть та магия кино, которую мы ищем чуть ли не при каждом походе в кинотеатр, но находим крайне редко.
«Откуда ты родом?», Бассам Тарик
Рэпер Зед стоит на сцене. Вот-вот его позовут в первый очень крупный гастрольный тур. Его имя, очевидно, будет повсюду, а тексты влетят в топы стриминговых сервисов. Но внезапно Зеда настигает генетическая болезнь. Ровно в момент, когда рэпер переживает кризис национальной идентичности — Зед родом из Пакистана, но живет по обычаям западной культуры. Это было описание лучшей роли в карьере британского актера и музыкального исполнителя Риза Ахмеда (сериал «Однажды ночью», фильмы «Веном», «Стрингер»). Ему вместе с режиссером Бассамом Тариком (они вместе писали сценарий) удалось создать кино, способное, как сеансы Кашпировского, заряжать энергией через экран. Вода живительной, конечно, не станет, но таких эмоций, какие вас ждут при просмотре «Откуда ты родом?», уверяю, вы мало где получите. В фильме звучат реальные треки Риза Ахмеда.
«Суд над чикагской семеркой», Аарон Соркин
Если бы пару месяцев назад, когда фильм Аарона Соркина выходил на Netflix, мы открыли любой новостной телеграм-канал, то поняли бы, насколько сценарист «Социальной сети» и автор сериала «Западное крыло» попал в точку с обсуждением протестов граждан и произвола властей в разных странах. «Суд над чикагской семеркой» описывает абсурдное дело безобидных активистов, которые попросту попали, что называется, под горячую руку во время прихода новой власти в США конца 1960-х. Ни для кого не секрет, что Соркин под Ричардом Никсоном прячет Дональда Трампа, а под делами дней минувших — ситуацию современную. При всей своей ориентированности на политику режиссер остается тонким художником, не только заставляя слаженно действовать в одном месте виднейшие лица Голливуда — от Джозефа Гордона-Левитта до Саши Барона Коэна, — но и создавая первоклассное кино, достойное всех премий «Оскар».
«Человек-невидимка», Ли Уоннелл
Соавтор двух культовых хоррор-франшиз «Пила» и «Астрал», а также создатель фильма «Апгрейд», который за глаза называли «Веномом здорового человека», Ли Уоннелл нетривиально подходит к адаптации одноименного романа Герберта Уэллса. Центральным персонажем оказывается не ученый-гений, разработавший способ стать невидимым, а его девушка — жертва абьюзивных отношений. Ее сыграла блистательная актриса Элизабет Мосс. Внезапно сюжет про бесформенного убийцу превращается в хоррор про ПТСР, мужское чувство собственности и неспособность противостоять злу. Холодные краски, которыми орудует Уоннелл, идеально передают состояние души главной героини — ей страшно вплоть до финала, наверное, самого грандиозного и этически верного в рамках премьер 2020 года.
«Думаю, как все закончить», Чарли Кауфман
В начале декабря до нашей страны добрался дебютный роман сценариста и режиссера Чарли Кауфмана («Быть Джоном Малковичем», «Вечное сияние чистого разума», «Синекдоха, Нью-Йорк») — «Муравечество». В нем неприятный и высокомерный кинокритик-сноб по фамилии Розенберг находит фильм, который длится три с лишним месяца, и хочет поделиться впечатлениями от него со всем светом. Как всегда у Кауфмана, реальность вокруг героя начинает расплываться. Интересен роман тем, что при всей отвратительности Розенберга от чтения невозможно оторваться. Столь же гениально Кауфман выступил и в адаптации книги — только другого автора, Иэна Рида, сняв, вероятно, самый депрессивный фильм этого года. Если, конечно, не считать ленту Эми Саймец «Она умрет завтра», в которой по цепочке каждый из персонажей начинает думать, что следующий день для него станет последним. В картине Кауфмана рыжеволосая девушка с постоянно меняющимся именем пытается бросить парня. Но вскоре оказывается, что вообще-то не она главная героиня и мы все находимся в сознании кого-то третьего. В финале вас будет ждать обнаженный старик и анимированная свинья. Чем не идеальное 31 декабря 2020 года?
Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Личное». Присоединяйтесь