Якиманка, Лефортово и наследие Баухауса: где в Москве можно увидеть образцы немецкой архитектуры
Усадьба Лефортово
Ее называют «Версалем на Яузе». Кажется, при чем здесь Германия? Ведь Версаль — образец французского классицизма. Это правда, однако в усадьбе Лефортово встречаются здания, которые являются образцами превосходного немецкого барокко. Например, постройки каменного грота Растрелли — он, кстати, сохранился до наших дней.
Институт мозга
Здание на Воронцовом поле, выполненное в стиле величественной неоготики, напоминает церкви Кенигсберга. Его построили в начале XX века, а после революции здесь создали Институт мозга. Кстати, изучением мозга Владимира Ленина руководил немецкий невролог.
Фабрика «Красный Октябрь»
Мы уже говорили, что немцы любят красный кирпич? Вот очередное подтверждение. Можно подумать, что фабрику построили большевики и потому она красного цвета — но это не так. Самая яркая постройка на Берсеневской набережной до 1917 года была кондитерской фабрикой «Эйнем» немцев Фердинанда фон Эйнема и Юлиуса Гейса. Сейчас в корпусах «Красного Октября» разместилось арт-пространство.
Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке
Этот сказочное здание в любимых немцами цветах (красный здесь тоже есть) издалека смахивает на религиозную постройку. Когда-то оно было домом архитектора немецкого происхождения Франца Шехтеля. И до сих пор особняк влияет на внешний вид всего района и задает своеобразный тон и атмосферу.
Лютеранский кафедральный собор Святых Петра и Павла
Лютеранскую церковь в Старосадском переулке построили в начале XIX века на деньги прусского короля Фридриха-Вильгельма III. Колокол ей достался от кайзера Вильгельма I. Через некоторое время после революции 1917 года приход закрыли, а в здании разместился кинотеатр «Арктика». В начале XXI века собору вернули прежний облик, и сейчас это действующий лютеранский храм, где установлен один из старейших органов в России.
Дом Нирнзее
Первый московский небоскреб, построенный в 1913 году немецким архитектором Эрнстом-Рихардом Нирнзее, называли «тучерезом», ведь с момента строительства и до 1931 года он был самым высоким домом в Москве. Только в 1931 году его обогнал Дом на набережной. До революции 1917 года здесь жили около семи сотен человек, а в полуподвале работал театр-кабаре «Летучая мышь». Сейчас это объект культурного наследия России и памятник модерна, конструктивизма и неоклассицизма.
Наследие Баухауса
В 1920-е годы в Германии появилась знаменитая художественная школа Баухаус. В 30-х годах ее представители проектировали здания для Москвы, и сегодня в российской столице можно увидеть несколько объектов, созданных немецкими пионерами авангарда.
В проектировании открытой в 1938 году станции метро «Аэропорт» принимал участие сотрудник Баухауса, венгерский архитектор Тибор Вайнер. Для того чтобы отразить в оформлении зала тему авиации, Вайнер и его советские коллеги придумали проходящие через свод станции длинные узкие рельефные полосы, которые напоминают стропы парашюта. Рельефные веерообразные вставки, облицованные известняком и фиолетовым мрамором, служат той же цели.
Павильон «Физкультура и спорт» на ВДНХ
Построенный в 1940 году павильон изначально был создан для Международной организации помощи революционерам. В работе над ним участвовал выпускник Баухауса Макс Краевский — вместе с архитектором Фаиной Белостоцкой. Форма здания напоминает пятиконечную звезду, что в 1930-е годы не было редкостью: например, ту же форму имеет вестибюль станции метро «Арбатская» Филевской линии и театр Советской армии.
Дом Наркомфина
Дом для работников Народного комиссариата финансов СССР был построен в 1928–1930 годах. Его проект разработали архитекторы Моисей Гинзбург, Игнатий Милинис и инженер Сергей Прохоров. Это здание в духе конструктивизма сами авторы описывали как «опытный дом переходного периода» — с длинными холлами, похожими на коммунальные коридоры, и небольшими двухуровневыми квартирами. За цветовое решение внутри помещений дома отвечал профессор Баухауса Хиннерк Шепер. К сожалению, задуманная им колористика стен не сохранилась и увидеть ее можно только в архивах Баухауса.
Сейчас здание находится на реставрации. В разработке проекта восстановления участвовал архитектор Алексей Гинзбург, внук Моисея Гинзбурга.
ЖК «Символ»
Сегодня немецкая и европейская архитектура в Москве — это уже не красный кирпич, уютная деревянная отделка и мощенные камнем садовые дорожки. Теперь в моде неоэкспрессионизм и футуристические сооружения, экологические строения, использование новых технологий и материалов, проекты «умных» и «солнечных домов», «солнечной архитектуры». ЖК «Символ» от компании «Донстрой» в Лефортово — внушительный квартал, созданный по концепции британских бюро LDA Design и UHA London, но с отсылками к немецким архитектурным традициям. Это не похоже на Медийную гавань Дюссельдорфа с ее строгими прямыми линиями: здесь плавные изгибы, отсутствие острых углов, светлые тона и минимализм. Современные архитектурные решения сформировали не только внешний облик самих зданий, но и пространство вокруг них: вдоль домов ЖК располагается парк «Зеленая река», который создает сбалансированную и удобную для жизни среду с местами для отдыха, прогулок и занятий спортом. Помимо жилых домов в квартале «Символ» предусмотрены свои школы, детские сады и развлекательный центр.
Автор: Вадим Ножкин