Иллюстрация: Veronchikchik
Иллюстрация: Veronchikchik

На прошлой неделе я рассказала об эксперименте, в котором подростки и их родители учились делать комплименты — друг другу и окружающим. После публикации читатели спрашивали меня, как мотивировать своих подростков научиться тому же и как устроена «матрица комплиментов», которую придумал один из участников эксперимента. Рассказываю.

Мотивация

В первую очередь необходимо помнить, что научиться говорить комплименты единым волевым усилием не получится. Это процесс, иногда довольно длительный. Часто не получается или получается плохо не только с первого раза, но и с пятого, и с двадцатого. Я сама научилась этому уже в зрелом возрасте, будучи научным сотрудником, имея семью и ребенка. Сделала это совершенно сознательно, понимая несовершенство своих повседневных социальных коммуникаций за пределами референтной группы (там у меня все было прекрасно) и получив совет от подруги-коллеги — она сама владела описанными навыками на круглую пятерку, и я могла едва ли не ежедневно это наблюдать. Первые мои попытки изменить манеру поведения были настолько бездарны, что однажды пожилая коллега, которой я пыталась сделать комплимент, от удивления уронила и разбила колбу с раствором, которую держала в руках. Потом она рассказывала на кафедре, что испугалась: ей показалось, что обычно замкнутая и молчаливая девушка внезапно рехнулась.

Подросткам, которые участвовали в моем эксперименте, я рассказывала мотивирующие истории. Все они из моей практики. Вот одна из них:

Пришла мама с сыном-третьеклассником и говорит: сына учительница пытается выжить из класса, перевести на домашнее обучение или отправить в другую школу. Причина не в плохом поведении или сложном диагнозе, а в его крайней медлительности. Пока он сосредоточится и откроет тетрадку, другие уже две строчки напишут. Когда его спрашивают, он, даже если все знает, так долго собирается ответить, что учительница устает ждать. К школе в целом мальчик приспособился, завел друга, с другими одноклассниками, особенно с девочками, отношения хорошие, да и учительница ему в общем-то нравится, он ее объяснения понимает и дома, где его не торопят, все нормально выполняет. Резюме матери: «Мы не хотим никуда уходить. Что делать?»

Я говорю: нужен ресурс.

Она: Какой ресурс? Чего это?

Я: Любой. Вспоминайте сильные стороны своего мальчика.

Она сосредоточилась, что-то назвала и в числе прочего: «Он с бабками на скамейке всегда хорошо разговаривал, с самого маленького возраста и посейчас».

Я: С какими бабками? На какой скамейке? О чем разговаривал?

Она: У нашего подъезда лавочка. Там всегда бабки сидят. Из магазина идут или в магазин, или просто гуляют. Он с двух лет с ними садился, расспрашивал их, отвечал им, комплименты всегда умел говорить, наблюдательный такой — ой, а у вас сумка новая, колеса большие, наверное удобная, да? Бабкам он нравится. Я его маленьким всегда с трудом утаскивала, я-то сама не любитель такого, а он с ними даже больше любил общаться, чем с детками, для деток-то он был слишком медлительный.

Я: Сколько лет учительнице?

Она: Около пятидесяти, точно не скажу.

Я: Это то, что нужно. Мальчику: Ты хочешь остаться в этом классе и в этой школе?

Он: Очень хочу! У меня там друг Вася и вообще все.

Я: Тогда сейчас я тебе объясню, что ты будешь делать. Ты это умеешь, а Марье Петровне это наверняка понравится.

Медлительный мальчик ничего не делал с наскоку, поэтому он около недели внимательно наблюдал и примеривался. А потом «выстрелил»:

— Марья Петровна, а у вас новая шляпка. И она просто удивительно подходит к цвету ваших глаз.

Когда Марье Петровне в последний раз говорили такой комплимент? И говорили ли вообще? Ее решение: ну нет, такого ребенка, пусть он и медленный, я выгонять не буду, оставлю его при себе.

Чуть-чуть послаблений (вряд ли Марья Петровна даже осознала, что их делает) — и мальчик стал не таким уж медленным по сравнению с другими. Успеваемость улучшилась. А комплименты он продолжал говорить — ему это было не трудно. Марья Петровна демонстрировала его коллегам как диковинку — а он и рад стараться, привык на скамейке, и какая ему разница, где со взрослыми болтать. В конце концов учительницы начальных классов сошлись во мнении: что ж, бывают и в наше время умные, воспитанные и уважительные дети, все от семьи зависит, конечно.

Матрица комплиментов

Мама подростка, придумавшего матрицу, с помощью которой можно конструировать комплименты, попросила его прийти ко мне еще раз, но предупредила, что это изобретение кому-то за пределами его спецшколы вряд ли поможет. 

Юноша все-таки значительно странный, не знаю, как он справляется в своей математической школе (может, привычная обстановка?), но мне каждый ответ приходилось буквально клещами тянуть. И в глаза не смотрел. Но два комплимента сделал. Один — оформлению кабинета, другой привожу дословно, сразу записала: «Встреча с вами и освоение предложенной вами методики буквально изменили мою жизнь, я чувствую себя намного более уверенно, и мои одноклассники, и учителя отмечают возрастание моей социальной адекватности. Я испытываю глубокую благодарность».

Я его спрашиваю: ты эту речь по своей «матрице комплиментов» построил?

Он: Да, строго по ней. Я предпочитаю там, где есть алгоритм, его придерживаться. Это для меня проще. Спонтанность — это не мое.

Что я сумела про его матрицу понять:

Это вроде как куб, движущийся в пространстве по оси времени. И есть еще параллельное пространство воображения, где тоже движется этот же куб, но там все не реальное, а желаемое. Три измерения куба — это 1) постоянные характеристики объекта (внешность, личные качества, имеющиеся у объекта ресурсы, социальное окружение и т. д.), 2) динамические характеристики объекта (его влияние на все окружающее, производимое им на людей впечатление и все такое), 3) характеристики взаимодействия объекта, которому делается комплимент, и субъекта, который его делает. Движение по оси времени — это динамика изменений, происходящих в связи с действием объекта на среду, наблюдаемых снаружи и констатируемых автором комплимента. В параллельном пространстве размещаются те же, но желательные (идеальные) характеристики. Необходимое соотношение, вычисленное автором матрицы по каким-то законам не то статистики, не то комбинаторики, не то теории игр, — 3:1. То есть в практическом воплощении комплимента на три реальных компонента может приходиться один воображаемый — это качества комплимента не снижает. Сам комплимент имеет заданные автором характеристики по всем осям или только по нескольким и располагается в точке (но кажется, он может быть и линией, и плоскостью) их пересечения. 

Уважаемые читатели, если кто-то сможет этой идеей практически воспользоваться — добро пожаловать! Мое же собственное мнение — хороший практический результат, как и во всяком почти деле, дает регулярное упражнение, неодиночество в попытках достижения и моральная поддержка. Потом к этому присоединяется еще и положительная обратная связь от мира.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Личное». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно: