Все новости
Редакционный материал

Математическая формула идеального комплимента

Хороший практический результат, как и во всяком почти деле, дает регулярное упражнение, неодиночество в попытках достижения и неукоснительная моральная поддержка. Все это касается и искусства делать комплименты, которое подчас помогает социальной адаптации детей и подростков
14 июня 2021 13:00
Иллюстрация: Veronchikchik

На прошлой неделе я рассказала об эксперименте, в котором подростки и их родители учились делать комплименты — друг другу и окружающим. После публикации читатели спрашивали меня, как мотивировать своих подростков научиться тому же и как устроена «матрица комплиментов», которую придумал один из участников эксперимента. Рассказываю.

Мотивация

В первую очередь необходимо помнить, что научиться говорить комплименты единым волевым усилием не получится. Это процесс, иногда довольно длительный. Часто не получается или получается плохо не только с первого раза, но и с пятого, и с двадцатого. Я сама научилась этому уже в зрелом возрасте, будучи научным сотрудником, имея семью и ребенка. Сделала это совершенно сознательно, понимая несовершенство своих повседневных социальных коммуникаций за пределами референтной группы (там у меня все было прекрасно) и получив совет от подруги-коллеги — она сама владела описанными навыками на круглую пятерку, и я могла едва ли не ежедневно это наблюдать. Первые мои попытки изменить манеру поведения были настолько бездарны, что однажды пожилая коллега, которой я пыталась сделать комплимент, от удивления уронила и разбила колбу с раствором, которую держала в руках. Потом она рассказывала на кафедре, что испугалась: ей показалось, что обычно замкнутая и молчаливая девушка внезапно рехнулась.

Подросткам, которые участвовали в моем эксперименте, я рассказывала мотивирующие истории. Все они из моей практики. Вот одна из них:

Пришла мама с сыном-третьеклассником и говорит: сына учительница пытается выжить из класса, перевести на домашнее обучение или отправить в другую школу. Причина не в плохом поведении или сложном диагнозе, а в его крайней медлительности. Пока он сосредоточится и откроет тетрадку, другие уже две строчки напишут. Когда его спрашивают, он, даже если все знает, так долго собирается ответить, что учительница устает ждать. К школе в целом мальчик приспособился, завел друга, с другими одноклассниками, особенно с девочками, отношения хорошие, да и учительница ему в общем-то нравится, он ее объяснения понимает и дома, где его не торопят, все нормально выполняет. Резюме матери: «Мы не хотим никуда уходить. Что делать?»

Я говорю: нужен ресурс.

Она: Какой ресурс? Чего это?

Я: Любой. Вспоминайте сильные стороны своего мальчика.

Она сосредоточилась, что-то назвала и в числе прочего: «Он с бабками на скамейке всегда хорошо разговаривал, с самого маленького возраста и посейчас».

Я: С какими бабками? На какой скамейке? О чем разговаривал?

Она: У нашего подъезда лавочка. Там всегда бабки сидят. Из магазина идут или в магазин, или просто гуляют. Он с двух лет с ними садился, расспрашивал их, отвечал им, комплименты всегда умел говорить, наблюдательный такой — ой, а у вас сумка новая, колеса большие, наверное удобная, да? Бабкам он нравится. Я его маленьким всегда с трудом утаскивала, я-то сама не любитель такого, а он с ними даже больше любил общаться, чем с детками, для деток-то он был слишком медлительный.

Я: Сколько лет учительнице?

Она: Около пятидесяти, точно не скажу.

Я: Это то, что нужно. Мальчику: Ты хочешь остаться в этом классе и в этой школе?

Он: Очень хочу! У меня там друг Вася и вообще все.

Я: Тогда сейчас я тебе объясню, что ты будешь делать. Ты это умеешь, а Марье Петровне это наверняка понравится.

Медлительный мальчик ничего не делал с наскоку, поэтому он около недели внимательно наблюдал и примеривался. А потом «выстрелил»:

— Марья Петровна, а у вас новая шляпка. И она просто удивительно подходит к цвету ваших глаз.

Когда Марье Петровне в последний раз говорили такой комплимент? И говорили ли вообще? Ее решение: ну нет, такого ребенка, пусть он и медленный, я выгонять не буду, оставлю его при себе.

Чуть-чуть послаблений (вряд ли Марья Петровна даже осознала, что их делает) — и мальчик стал не таким уж медленным по сравнению с другими. Успеваемость улучшилась. А комплименты он продолжал говорить — ему это было не трудно. Марья Петровна демонстрировала его коллегам как диковинку — а он и рад стараться, привык на скамейке, и какая ему разница, где со взрослыми болтать. В конце концов учительницы начальных классов сошлись во мнении: что ж, бывают и в наше время умные, воспитанные и уважительные дети, все от семьи зависит, конечно.

Матрица комплиментов

Мама подростка, придумавшего матрицу, с помощью которой можно конструировать комплименты, попросила его прийти ко мне еще раз, но предупредила, что это изобретение кому-то за пределами его спецшколы вряд ли поможет. 

Юноша все-таки значительно странный, не знаю, как он справляется в своей математической школе (может, привычная обстановка?), но мне каждый ответ приходилось буквально клещами тянуть. И в глаза не смотрел. Но два комплимента сделал. Один — оформлению кабинета, другой привожу дословно, сразу записала: «Встреча с вами и освоение предложенной вами методики буквально изменили мою жизнь, я чувствую себя намного более уверенно, и мои одноклассники, и учителя отмечают возрастание моей социальной адекватности. Я испытываю глубокую благодарность».

Я его спрашиваю: ты эту речь по своей «матрице комплиментов» построил?

Он: Да, строго по ней. Я предпочитаю там, где есть алгоритм, его придерживаться. Это для меня проще. Спонтанность — это не мое.

Что я сумела про его матрицу понять:

Это вроде как куб, движущийся в пространстве по оси времени. И есть еще параллельное пространство воображения, где тоже движется этот же куб, но там все не реальное, а желаемое. Три измерения куба — это 1) постоянные характеристики объекта (внешность, личные качества, имеющиеся у объекта ресурсы, социальное окружение и т. д.), 2) динамические характеристики объекта (его влияние на все окружающее, производимое им на людей впечатление и все такое), 3) характеристики взаимодействия объекта, которому делается комплимент, и субъекта, который его делает. Движение по оси времени — это динамика изменений, происходящих в связи с действием объекта на среду, наблюдаемых снаружи и констатируемых автором комплимента. В параллельном пространстве размещаются те же, но желательные (идеальные) характеристики. Необходимое соотношение, вычисленное автором матрицы по каким-то законам не то статистики, не то комбинаторики, не то теории игр, — 3:1. То есть в практическом воплощении комплимента на три реальных компонента может приходиться один воображаемый — это качества комплимента не снижает. Сам комплимент имеет заданные автором характеристики по всем осям или только по нескольким и располагается в точке (но кажется, он может быть и линией, и плоскостью) их пересечения. 

Уважаемые читатели, если кто-то сможет этой идеей практически воспользоваться — добро пожаловать! Мое же собственное мнение — хороший практический результат, как и во всяком почти деле, дает регулярное упражнение, неодиночество в попытках достижения и моральная поддержка. Потом к этому присоединяется еще и положительная обратная связь от мира.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Личное». Присоединяйтесь 

Вам может быть интересно: 

Поддержать лого сноб
15 комментариев
Катерина Мурашова

Татьяна из СПб

Честно говоря, ожидала увидеть что-то вроде ходящих в сети конструкторов идеальной речи начальника (проповеди, застольной беседы, тоста, опять же комплимента) в виде таблицы с частями фраз, которые можно комбинировать произвольно. Обычно в первой колонке – варианты обращений, во второй – цель выказывания, в третьей – дополнение, в четвертой – способ достижения цели.  Погуглите, это сразу находится. Иногда очень забавно.

По сути эта матрица недалеко ушла (4 части высказывания), но имеет сильное ограничение: только 1 из 4-х компонентов может быть выдуманным. Для этого нужно очень хорошо разбираться в людях. Ведь в идеале нужно еще и похвалить именно то, что сам человек в себе ценит.

В жизни я чаще всего встречаю комплименты стандартные, и бесят они жутко.  Например: какое на тебе сегодня красивое платье! (я одеваюсь функционально и платья не ношу с детства). Или: ой, а доченька – вылитая мама! (дочь не похожа на меня настолько, что у меня иногда закрадывались мысли о подмене в роддоме. К счастью, с годами стала сильно похожа на биологического отца).

Если тренироваться на Екатерине Вадимовне, то  нужно хвалить за ум, наблюдательность, широкий кругозор, талант писателя. Из внешности – волосы (они явно доминируют), и подбор интересных украшений (одежда тоже функциональная).   Комплимент вида: ой, кудрявая блондинка, прямо Мерилин Монро! – точно будет мимо. Даже не потому что и не блондинка, а седая, и объективно не похожа, а потому, что играет на принципиально другом поле.

Но детям может быть интересна эта игра – понять, что человек ценит в себе.

 

Катерина Мурашова
Катерина МурашоваТатьяна, сказать честно - не знаю что там ходит в сети (какой уровень), но "в поле" я бы матрицей моего мальчика из матшколы воспользоваться скорее всего не смогла - не хватило бы быстроты и навыка такого мышления. Помимо прочих бонусов сознательное говорение комплиментов развивает наблюдательность - это из очевидного.
Вячеслав Потапов
Катерина Мурашовачто касается меня, то, как только я вижу математически-логическую формализацию бытовой ситуации, я перестаю читать.
Катерина Мурашова
Пишет Вероника
Спасибо за информацию по комплименты !

Матрица сложна, конечно. Но так и мальчик не простой - сугубый математик. На матрицу правда очень похоже, трёхмерную. Или это уже тензор. Или четырёхмерную, если время тоже считать. На алгоритм, на последовательность действий - не похоже.

Главное что парень всё понимает. Он там алгоритм видит, следует ему - и создаёт осмысленные сложные фразы, даже речь, которая отвечает его целям, и у слушателей вызывает именно такую реакцию как он хотел и планировал. Шикарно! Настоящий математический гений!
 
Ну а тем кто в этой матрице не разглядел алгоритм, остаётся гуманитарный путь - построение нейросети накоплением типичных ситуаций и придание им разных весов :)
 
Катерина Мурашова

Катерина, здравствуйте!

Потрясающее описание матрицы, спасибо! А мальчик этот Вам, случайно, ее не нарисовал? И не разложил на бумаге комплимента Вам на эти пространства и оси? Может быть, Вы могли бы выложить этот эскиз.
Надя из Германии 
Катерина Мурашова
Катерина МурашоваНадя, у меня сначала была мысль про рисунок (я сама люблю рисовать схемы, когда что-то объясняю), но это до тех пор пока я представляла себе матрицу как таблицу (два измерения) ;)) потом эта мысль пропала...;))
Катерина Мурашова

Лариса из Минска:

 
Важный момент: а как правильно ОТВЕЧАТЬ на комплименты?
Вот, Мари Буше (основательница школы этикета) тоже говорит, что у наших людей в этом проблема - они начинают стесняться, отнекиваться, отрицать, отвечать в этом духе.
 
Сегодня была на мероприятии и моя хорошая знакомая, дама в возрасте была с очень красивой причёской, в нарядном платье, ну я и скажи:"Вы сегодня прям как принцесса!" И я без сарказма, я бы сама хотела так за собой следить... 
А она: "Да, принцесса из погорелого театра!"
 
Надо просто благодарить в ответ на комплимент? 
 
И ещё момент: как не скатиться в саркастические "комплименты", если близкий человек тебе досаждает и мало пока видишь хорошего?

 

Катерина Мурашова
Катерина МурашоваЛариса, на самом деле важный вопрос, но - могу ошибаться! - для новых поколений кажется уже неактуальный. Это прошлые поколения воспитывали, что "я - последняя буква алфавита" и будучи поставлены в центр внимания, они естественно тушевались и отнекивались (в моей личной метафоре "спрятаться под веник"). Нынешние воспринимают такое гораздо более естественно и наоборот ждут "лайков" от мира, расстраиваясь, если их мало.
 
Если видишь пока мало хорошего, можно делать комплименты немного "навырост" - в значительном проценте случаев, когда речь идет о значимых друг для друга людях товарищ старается "приподняться на цыпочки" и реально повышает уровень. Пример: я пришла работать на кафедру на первом курсе. Была конечно неумехой к тому же очень "закрытой", почти не разговаривала. И вот прекрасная научная дама, которая взяла меня "под крыло", где-то через полгода сказала: Катя, вы выстраиваете эксперимент, как уже сложившийся исследователь. Это было вранье. Но боже, как же я захлопала внезапно отросшими крыльями! И наверняка это повлияло на мою реальную экспериментальную практику - я изо всех сил старалась соответствовать!
Катерина Мурашова
Катерина Мурашова Татьяна из СПб

Е.М.: «Пример: я пришла работать на кафедру на первом курсе.... где-то через полгода  руководитель сказала: Катя, вы выстраиваете эксперимент, как уже сложившийся исследователь. Это было вранье. Но боже, как же я захлопала внезапно отросшими крыльями!»

Вот об этом я и говорила: суметь похвалить (даже навырост) то, что человек сам в себе ценит. Если бы было сказано «Катя, как приятно видеть каждое утро нежное свежее личико», или «Катя, какие же у Вас красивые волосы» или еще что-то, что обычно принято говорить женщинам, то вряд ли выросли бы крылья. Да, могло быть в меру приятно, но не более.  Или даже немного обидно, что никаких достоинств, кроме внешности, в тебе и нет.

  А тут практикантка внутри себя хотела стать ученым - и ей подтвердили, что она отлично продвигается на выбранном пути.

 Матрицу парень очень уж навороченно сформулировал.  Можно линейнее:

фраза из 3-х частей.  Качество персонажа + как она проявляется + как это на меня влияет.  Можно в прошедшем, можно в настоящем, можно с прицелом на будущее.   Один параметр может быть  приятным враньем,  остальные более-менее должны биться с реальностью.  

В зависимости от цели из одной отправной точки можно выводить разные линии.

Примеры:  здесь нельзя врать только в исходном посыле - объект должен более-менее уметь водить машину

Ты так здорово водишь машину, приятно смотреть, просто эстетическое наслаждение

Ты так здорово водишь машину, когда я еду с тобой, мне совершенно не страшно

Ты так здорово водишь машину, я  всегда любовалась и мечтала также научиться

Ты так здорово водишь машину, я слышала, что так владеющие собой мужчины - отличные любовники.

Вячеслав Потапов
Катерина МурашоваТатьяне из СПб
"Ты так здорово водишь машину - я уже подумал, что зря надел сегодня памперс."
Катерина Мурашова
Катерина МурашоваИнтересно, что должен сделать комплиметируемый в последнем случае. Во-первых конечно остановить машину. А вот потом...?;)) И еще интересно: было ли бы это комплиментом, если водитель женщина, а пассажир мужчина?
Катерина Мурашова
Екатерина Вадимовна, здравствуйте.
Две ваши последние статьи на Снобе (Эксперимент психолога и Математическая формула идеального комплимента) вызвал у меня ассоциации, которыми очень хочется поделиться.
 
В книге Эдит Евы Эгер "Выбор" есть момент, когда две сестры (еврейские девочки-подростки) стоят в очереди на очередную сортировку в Освенциме. Они понимают, что скорее всего потеряли родителей, они голодные, грязные, оборванные, и с обритыми головами. В этот момент старшая сестра спрашивает Еву: "Как я выгляжу?" Ева пишет, что даже для ее смелой и сильной сестры это был слишком отважный вопрос, но ей был нужен ответ, она отчаянно искала хоть какую-то опору, например, в признании своей привлекательности, к которой она привыкла. И Еве было сложно найти ответ, который дал бы сестре поддержку, но при этом был бы честным. "Твои глаза. Они такие красивые! Никогда не обращала на них внимания, пока они были прикрыты волосами".
 
По-моему, это высший пилотаж искусства комплимента.
 
 
С уважением,
Екатерина 
Вячеслав Потапов
в виде таблицы с частями фраз, которые можно комбинировать произвольно.
Катерина МурашоваТатьяне из СПб
Узнаете, Татьяна?

Раздел I. Словарь

Существительные

1. Клики

2. Трудящиеся

3. Заря

4. Жизнь

5. Маяк

6. Ошибки

7. Стяг (флаг)

8. Ваал

9. Молох

10. Прислужник

11. Час

12. Враг

13. Поступь

14. Вал

15. Пески

16. Скок

17. Конь

18. Сердце

19. Прошлое

Прилагательные

1. Империалистический

2. Капиталистический

3. Исторический

4. Последний

5. Индустриальный

6. Стальной

7. Железный

Глаголы

1. Пылать

2. Взметать(ся)

3. Выявлять

4. Рдеть

5. Взвивать(ся)

6. Вершить(ся)

7. Петь

8. Клеветать

9. Скрежетать

10. Грозить

Художеств. эпитеты

1. Злобный

2. Зубовный

Прочие части речи

1. Девятый

2. Двенадцатый

3. Пусть!

4. Пускай!

5. Вперед!

Катерина Мурашова

Добрый день, Катерина Вадимовна!

Пишет Лариса из Минска.
 
Спасибо большое за статью про матрицу комплиментов. 
Жалко только, что так скромно Вы осветили свою часть - подготовку семей к эксперименту!..
 
Эх...
 
Если будет когда-нибудь вдохновение, возможность, поделитесь, пожалуйста, как это происходило в реальности подробнее.
Хотя, это скучная просьба, я понимаю. Наверно, Вы итак достаточно рассказали и в прошлой статье, и в этой. 
 
А вот интересно: всем этим 50 семьям Вы рассказывали по отдельности одно и то же? Ведь не вместе собирали... 
И не надоело же?))
Можете 51 раз повторить, будто перед Вами эта семья?
 
Не как мотивировать подростка. А самого себя, родителя.
Вы говорите, у Вас был прекрасный пример перед глазами. А если его нет?
Как ни с того ни с сего начать делать комплименты детям, мужу, коллегам?
Сколько раз в день?)
Чему? Внешности, умениям, внутр.качествам, поступкам?
 
Это всё инструменты...
А цель - стать "человеком-солнышком" для своего окружения и самых близких?
Больше всего меня поразило в этом эксперименте - что дети обучались по подражанию. Хотя, это ж такой известный момент...
Что начинать надо с себя...
 
Мне приходилось в жизни встречать очень ласковых, нежных, милых женщин, и когда расспрашивала их - у всех у них были очень тёплые, нежные, ласковые мамы.
 
И как разорвать эту дурную цепочку и стать первой в роду, если у тебя было не так?
 
Наверно, если у Вас не найду ответ, "вселенная" через кого-то другого подбросит ответ в свое время, когда дозрею...

 

Катерина Мурашова
Катерина МурашоваЭто точно, Лариса, вселенная - она такая ;))
Но есть один нюанс - не все, но некоторые из опрошенных Вами "милых женщин" просто сочинили себе со временем "теплую и нежную" мать, их реальная мать была также объемна и неоднозначна как большинство реальных людей. Они (реально милые и нежные) как раз и были "первыми в цепочке", а сочиненная ими матушка - как раз для поддержки (такая виртуальная опора для так нужного нам имитирования).
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Как научиться строить отношения, не бояться ломать стереотипы и совмещать успешный бизнес и воспитание детей? Ответы на эти вопросы ищет автор «Сноба» Ольга Нечаева. Ее книга «Женщина с Марса» выходит на этой неделе в издательстве «Альпина Паблишер». «Сноб» публикует главу «Мой личный феминизм»
Катерина Мурашова
Как наладить отношения с близкими, на работе, в школе и с самим собой? Десять семей нашли ответ на этот вопрос с помощью психолога Екатерины Мурашовой
Катерина Мурашова
На пороге взрослой жизни подростки часто видят противоречия между своей «внешней» позицией и личными переживаниями. Но не всегда самостоятельно могут их объяснить и преодолеть