Все новости
Редакционный материал

Территория искусства. Чем заняться в Иркутске

Последние несколько лет в России наметился устойчивый тренд на децентрализацию культурной жизни. Самые разные фестивали искусств давно проходят не только в Питере и Москве, но и в регионах. И это еще одна веская причина, чтобы отправиться в самые удаленные уголки родины. Например, в Иркутск — культурную столицу Восточной Сибири, куда приезжает фестиваль «Территория»
21 июня 2021 17:25
Фото: Пресс-служба фестиваля

С закрытием границ россияне ринулись изучать восточную часть нашей огромной страны. Важная точка притяжения туристов — Байкал. Но многочисленные туры к заповедным берегам озера обходят стороной Иркутск, и совершенно зря.

Сегодня Иркутск — шестой по величине город Сибири. Его символ, мифическое существо «геральдический бабр» встречается повсюду на указателях границ при въезде в Иркутскую область. Этот странный зверь — производная от пантеры, тигра и леопарда. А в якутском языке слово «баабыр» обозначает «амурский тигр». На гербе города бабр был утвержден Екатериной II. Но позже, при Александре II неизвестный чиновник Герольдии в описании символики исправил букву «а» на «о» — получилось «бобр, несущий в зубах соболя». Неточность никто не заметил, художники честно отрисовали «бабра» и добавили ему большой, напоминающий бобровый, хвост и перепончатые задние лапы, создав новое мифическое животное, которое и назвали «геральдическим бабром».

Сегодня скульптура бабра, установленная в историческом центре города, обозначает начало 130-го квартала — Иркутской слободы. Квартал расположен в южной части Иркутска у подножия Крестовой горы. Здесь находятся несколько десятков памятников архитектуры — примеров местного деревянного зодчества и сибирского барокко.

В 1826 году в Иркутск прибыли первые ссыльные декабристы: Заикин, Муравьев, Оболенский, Трубецкой, Волконский и другие. Благодаря им в городе появились публичная библиотека и частный банк, были открыты институт благородных девиц и театр. В зданиях бывших усадебных комплексов С. П. Трубецкого и С. Г. Волконского сегодня работает Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов. В постоянной экспозиции — сведения о жизни декабристов на каторге, история поселений в Восточной Сибири и подлинные вещи семьи Трубецких.

До революции 1917 года в Иркутске процветала российско-китайская торговля, позднее — сибирская золотопромышленность. Постепенно в купеческом городе формировалась самобытная деревянная одноэтажная застройка, соседствующая с нарядными церквями в бирманском стиле. Среди уникальных памятников деревянного зодчества Иркутска — усадьба Шастиных, которую также называют «Дом Европы» или «Кружевной дом», и усадьба Сукачева, принадлежавшая общественному деятелю и меценату Владимиру Платоновичу Сукачеву.

В честь Сукачева назван Иркутский областной художественный музей — старейшее и одно из наиболее крупных собраний произведений изобразительного искусства на Востоке России. «Элегантный сибиряк», иркутский градоначальник и коллекционер Владимир Платонович за жизнь приобрел внушительную коллекцию работ Репина, Айвазовского, Брюллова, Шишкина. Сегодня экспозиция музея захватила четыре городских особняка —свыше 23 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

До 18 июля здесь проходит выставка Московского музея современного искусства «Личная история», рассказывающая об эволюции портретного жанра на рубеже ХХ века. Казимир Малевич и амазонка модерна Александра Экстер, поп-арт и новые медиа — 80 работ из коллекции ММОМА экспонируют в центральном историческом зале. Несколько работ из собрания Иркутского художественного музея на выставке представили впервые. Три тематические части проекта — «Частное», «Общественное», «Личное» — показывают все разнообразие портретов, которые создаются для личной памяти, становятся предметами частной жизни и, напротив, для публичной презентации. Выставка рассказывает о портрете как символе времени, о том, как менялась манера написания портретов художниками — от иконографии вождей и обязательной в каждом городе доски почета до божественного изображения и сакральных образов.

 

Один из старейших драматических театров России тоже в Иркутске — Академический драматический театр имени Н. П. Охлопкова, основан в 1850 году. Первая новость о создании театра была опубликована в газете «Северная пчела». Николай Охлопков, в честь которого театр получил свое нынешнее название, служил мебельщиком-декоратором, а 1 мая 1921 года после освобождения Иркутска от армии Колчака поставил на городской площади массовое действо «Борьба труда и капитала» на три тысячи человек с участием пешей и конной кавалерии. Во время Второй мировой войны было создано 45 постановок, актеры театра играли и на фронте.

В Иркутске сегодня зарегистрировано 107 учреждений культуры и искусства: филармония, концертный и органный залы, четыре государственных музея, четыре государственных театра, областной кинофонд и свой симфонический оркестр. Кажется, локальная репертуарная жизнь должна быть вполне насыщенной. «Из Иркутска в Москву в 2011 году я уезжала по причине отсутствия актуальной культурной жизни и сообщества, — рассказывает искусствовед и руководитель направления “Музейная деятельность” группы компаний “Хамина” (Иркутск — Москва — Воронеж) Надя Октябрь. — Раз-два в год на протяжении десяти лет я ездила домой, и из масштабного, нового появлялись только торговые центры. Репертуары в театрах особо не менялись, интересные спектакли и выставки доезжают только государственные гастрольные. Хотя благодаря земляку пианисту Денису Мацуеву с 2004 года ежегодно проводится международный фестиваль классической музыки “Звезды на Байкале”».

В этом году в город впервые приехал фестиваль искусств «Территория». После локдауна 2020 года фестиваль здесь действительно ждали. Семь дней в Сибири — столько длилась гастрольная программа. События фестиваля охватили основные культурные площадки города.

Семь событий прошли на сценах Иркутского академического драматического театра имени Н. П. Охлопкова. Фестиваль открыла постановка «Я нанял убийцу», созданная по мотивам финского экшена Аки Каурисмяки режиссером Галиной Зальцман из Городского драматического театра Шарыпово. «Мастерская Брусникина» привезла антиутопию «Сван», а театр «Балет Москва» — спектакль «Танцпол», созданный бельгийским хореографом Йеруном Вербрюггеном и вдохновленный танцевальными марафонами США 1920-х годов.

Свои постановки зрителям представили победители юбилейного пятого конкурса региональных театров «Полюс. Золотой сезон» — театры и любительские труппы из Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Иркутской и Магаданской области. Театр «Поиск» из Лесосибирска поставил «Дневник писателя. Эпизод VII: Пушкин», театр коренных малочисленных народов Севера «Гулун» представил спектакль о жизни эвенков Сергея Потапова «Хуума», что в переводе с эвенкийского означает «царство мертвых».

 

Самой неожиданной частью программы стали публичные читки. Современные пьесы читали в независимом театре «Новая драма», который открылся к фестивалю в здании восстановленного памятника архитектуры на улице Седова. Художественный руководитель «Новой драмы» Вадим Карионов — выпускник школы «Территории» 2018 года. После обучения он вернулся на родину, нашел инвесторов и организовал свой театр. Читки были разыграны в формате театральных эскизов, которые поставили режиссеры Вадим Карионов, Леонид Прокофьев и Иван Миневцев. Здесь же, на только что открывшейся сцене, московский театр «Трикстер» показал семейную «Сказку, которая не была написана».

В ситуации закрытых границ организаторы привезли трансляции зарубежных постановок. Три кинопоказа фестиваля в рамках проекта TheatreHD прошли в кинотеатре New Cinema: «Двенадцатая ночь» — комедия Шекспира в постановке немецкого режиссера, главы берлинского театра «Шаубюне» Томаса Остермайера, спектакль «Электра / Орест» по трагедиям Еврипида, созданный одним из ведущих театральных авангардистов современности Иво ван Хове, и «Британик» по «римской» трагедии Жана Расина французского режиссера Стефана Брауншвейга. 

Закрывали фестиваль концертом «Год без странствий» с участием пианиста, лауреата международных конкурсов Юрия Фаворина и заслуженного артиста России Сергея Чонишвили.

Фестиваль «Территория. Иркутск» стал возвращением пандемического долга организаторов горожанам. Его главная задача была не создать очередное мероприятие федерального уровня с московскими героями, а научить людей понимать искусство, привлечь локальные команды в процесс работы над проектами и сделать самобытное мероприятие.

Чтобы внимательнее рассмотреть роскошь сибирского барокко, попробовать лучшие буузы и изучить местную культуру, нужно время. Но Иркутск того стоит: гордый губернский мультинациональный город открыто встречает гостей и щедро делится с ними своими историями.

Фестиваль «Территория. Иркутск-2021» организован при поддержке золотодобывающей компании «Полюс»

Больше текстов о путешествиях и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно:

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Геворг Мирзаян
В России вводится обязательная вакцинация от коронавируса. Шаг этот правильный, нужный — но крайне запоздалый
Катерина Мурашова
Похожие проблемы могут стать почвой для дружбы даже совсем разных по социальному статусу и материальному положению людей. И не беда, если они годами не подозревают о сплотившем их чувстве
Поэт и ученый Розанна Уоррен — дочь Роберта Пенна Уоррена, автора романа «Вся королевская рать». Окончив курс сравнительной литературы Йельского университета, Розанна изучала живопись, работала в Париже и Венеции. В 1980-м получила степень магистра искусств в Университете Джонса Хопкинса, преподавала литературу и английский язык в тюрьмах штата Массачусетс и публиковала брошюры со стихами заключенных. С 2012 года — профессор Чикагского университета, лауреат литературных премий. Сборники Розанны Уоррен — Departure («Отбытие») и Ghost in Red Hat («Привидение в красной шляпе») — сейчас готовятся к печати. «Сноб» публикует стихи автора в переводе Марии Уминской с предисловием Виктора Голышева