Все новости

1600.jpg

Сергей Долмов: Как бороться с пьяными водителями 

Редакционный материал
Пьяные водители стали самым настоящим бичом российских автодорог. А все потому, что значительная часть россиян не считает езду в нетрезвом виде чем-то недопустимым. Поэтому их надо воспитывать — как словом, так и законодательным кнутом
19 ноября 2021 13:22

Без табу

Водители, севшие за руль своего железного коня в нетрезвом виде, регулярно становятся антигероями новостных сообщений об авариях и погибших людях. В целом, по данным ГИБДД, с января по сентябрь 2021 года в России произошло 10,8 тыс. ДТП с участием пьяных водителей, в которых погибли 2,3 тыс. человек и 14,5 тыс. получили ранения. Для сравнения: за первые девять месяцев 2020-го аналогичных аварий зафиксировали 10,2 тыс. В них погибли 2,6 тыс. человек, еще 13,7 тыс. получили ранения.

Огромные, жуткие цифры — но еще чаще звучит другая цифра: 39%. Именно такова (согласно опросам) доля российских водителей, которые хоть раз в жизни садились за руль пьяными. Если брать Москву, то тут доля 36%. Отсюда и столько жертв.

Конечно, можно приводить статистику из других стран и сравнивать тяжесть ситуации с пьянством за рулем в России. Однако гораздо более эффектным будет простое сравнение. Россиянину сложно представить, чтобы серьезный человек, чуть выпивший и трезвый, решил не садиться за руль. Однако я лично был свидетелем такой ситуации. Несколько лет назад я гостил в Юрмале, в гостях у своего товарища Виталика. Человека в том городе весьма авторитетного. И когда после посиделок в кафе нужно было ехать в клуб, Виталик — абсолютно не пьяный, просто чуток выпимши — за руль не сел. В городе, напомним, где у него не было никаких проблем. Просто потому, что Виталику и в голову не пришло, что можно сесть за руль пьяным.

В России, к сожалению, это приходит в голову многим. И причина — в отсутствии поведенческого табу. Так, например, очевидно абсолютное большинство людей считают категорически неприемлемым убивать другого человека. Или же торговать героином. Не только из-за шанса получить срок, но и потому, что оба этих преступления табуированы в подсознании, закреплены воспитательными или социальными надстройками. Они не поощряются и даже не игнорируются обществом. Совершает их абсолютное меньшинство россиян. Аналогичные табу существуют и для менее тяжких правонарушений — например, в России, мягко говоря, не принято на улице избивать детей, женщин, пожилых.

Фото: Getty Images

К сожалению, подобного табу нет ни на какие правонарушения, связанные с вождением автомобиля. Непристегнутые ремни безопасности, нанесение макияжа прямо в процессе вождения, залипание в телефоне во время езды, значительное превышение скорости с аргументом «а че, дорога ж пустая, да и камер нет». Ну и, конечно же, езда пьяным. 

Сложно сказать, почему это табу не сложилось — возможно, потому что долгое время в России автомобиль был не средством передвижения, а предметом роскоши. И, соответственно, создавал у водителя чувство превосходства. Подчеркивал, что его обладатель «равнее остальных». Кроме того, у водителей отсутствовала в голове причинно-следственная связь между нарушением правил ПДД и возможными последствиями такого бравирования. Они считали, что раз нет умысла на совершение преступления, то «я тут недалеко проеду — авось пронесет». Ровно такой же логикой руководствуются и те, в чьем присутствии пьяный водитель садится за руль. Главный страх был связан не столько с аварией, сколько с тем, что «поймают менты», в результате чего часть граждан стала помогать пьяным водителям совершать преступление и даже наживаться на этой помощи (вспомнить хотя бы средство «Антиполицай», которое убирает запах алкоголя изо рта). Наживаются иногда и сами полицейские: в случае поимки пьяного водителя он может заплатить «штраф» в несколько сотен тысяч рублей, который уйдет в карманы поймавших его правоохранителей.

Наказывать и преступников, и сообщников

Как бороться с этой ущербной логикой общества, как взращивать табу на посадку за руль в состоянии алкогольного опьянения? Можно — и, наверное, нужно — проводить различного рода агитационные мероприятия для тех же водителей, которых взяли за вождение в нетрезвом виде. Например, водить их в гости к детям, которых собратья этих водителей по отсутствию разума сделали инвалидами. Однако куда более эффективным — и, к сожалению, понятным для россиян — средством решения проблемы и появлением табу станет не убеждение, а страх. Страх перед наказанием.

Государство уже идет по этому пути. Во-первых, оно создало прецедент неотвратимости наказания даже для «звезд»: в июне 2020 года известный актер Михаил Ефремов сел за руль пьяным, устроил аварию, стал виновником гибели водителя другого транспортного средства и отправился за это в тюрьму на 7,5 лет. Во-вторых, в июле 2021 года президент Владимир Путин подписал закон об ужесточении мер за пьяное вождение.

Проблема, однако, в том, что этих мер недостаточно. То же «ужесточение мер» оказалось косметическим. Срок лишения прав за повторное пьяное вождение был повышен с двух до трех лет, а штраф — с 200–300 тысяч до 300–500 тысяч. И то речь шла лишь о тех водителях, кто уже устраивал пьяные ДТП с серьезными последствиями, то есть закончившиеся гибелью людей или нанесением им тяжких телесных повреждений. В то же время если человек, не имевший или лишенный прав, сел за руль в нетрезвом виде, то он получит всего лишь арест на 10–15 суток или, в качестве исключения, штраф 30 тысяч (ст. 12.8 КОАП).

Неудивительно, что ряд общественных организаций и просто неравнодушных граждан требуют еще большего ужесточения как наказаний для пьяных водителей (причем даже в том случае, если они во время своего пьяного вождения никого не убили и не покалечили), так и для тех, кто становится добровольным сообщником данного преступления. Некоторые из предложений, например, выложены на сайте проекта «20 идей по развитию России», посвященном комплексу первоочередных мер для улучшения ситуации в стране.

Фото: Getty Images

Так, автор проекта Дмитрий Давыдов предлагает резко ужесточить наказание даже за первую поимку гражданина пьяным за рулем. А именно поднять штраф с 30 до 100 тысяч, а лишать прав не на полтора, а на три года. За вождение пьяным без прав тоже увеличить срок наказания — как штрафа, так и административного ареста — в несколько раз. Однако и здесь можно пойти дальше, переведя сам факт вождения в нетрезвом виде в раздел уголовного преступления. За которое можно получить лишь реальный срок либо (если человек сможет доказать, что вынужденно сел выпимши за руль) условный.

Кроме того, по мнению Давыдова, наказывать нужно не только пьяных водителей, но и пассажиров, которых он везет. Просто потому, что данные пассажиры либо соглашаются с фактом пьяного вождения, либо поощряют сие преступление (воспользовавшись его услугами). По сути, они становятся соучастниками правонарушения и виновными в том случае, если этот пьяный водитель кого-то убьет и покалечит. Правда, тут есть одна тонкость следствие должно доказать, что пассажир осознавал факт нетрезвого состояния водителя транспортного средства. Чувствовал его алкогольное амбре, видел факт распития спиртных напитков либо банально пил вместе с водителем. Подобное коллективное наказание резко усилит гражданскую сознательность населения и снизит количество пьяных автовояжей.

Есть и другие меры, направленные на иных соучастников преступления. Власть может либо возбудить уголовные дела против компаний, позиционирующих свои «устранители пьяного запаха изо рта» как способ скрыть факт пьянства за рулем. Тот же «Антиполицай», например, даже исходя из названия попадает под эту категорию. Да, не все эти средства производятся в России, однако тут помогут административные дела против компаний, которые занимаются продажей подобных препаратов. Наконец, можно и нужно жестко карать тех полицейских, которые отпустили за мзду пьяных водителей. И вменять им не только коррупцию, но и соучастие в уголовном преступлении.

Так и только так российская власть может навести порядок на дорогах и в головах у водителей. Ну и, конечно же, сократить потенциальное поголовье героев репортажей о пьяных ДТП. Думается, журналисты не будут против. Причем никто не требует от властей решать проблему здесь и сейчас — как говорят китайцы, «путь в тысячу ли начинается с первого шага». И первым шагом может стать государственная поддержка самой идеи максимального ужесточения наказания для пьяных водителей. Поддержка моральная, информационная, а также, естественно, законодательная. Ведь пьяный водитель не различает, кто перед ним — каждый может оказаться в зоне риска. И поэтому бороться с этим нужно всем вместе.

0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
С 5 августа вступает в силу закон, по которому прав будут лишать за любое количество этанола в крови. По мнению инициаторов закона, россияне «не доросли» до международной нормы, разрешающей водителям минимальные дозы спиртного, и злоупотребляли ей с 2008 года, когда она была введена в России
Илья Колмановский
Разговор по телефону — сложное занятие для нашего мозга, под которое он не заточен. Особенно важным это становится при вождении автомобиля
Анастасия Капитонова
Компактный кроссовер Karoq в российской модельной линейке Skoda появился еще в прошлом году, но поначалу продавался только в переднеприводном исполнении. Лишь недавно Skoda наклеила на заднюю дверь «Карока» заветный шильдик «4x4». На такой машине мы отправились в поездку по Хакасии и выяснили, что полный привод — не единственное новшество

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на [email protected].