Все новости

Особенности национальной ксенофобии. Что стоит за запретом «Циана» на сдачу квартир «только славянам»

«Циан» изменил правила публикации объявлений о поиске арендаторов: теперь авторы не должны указывать в описании «предпочтения, основанные на расе или этнической принадлежности». В соцсетях реагируют неоднозначно: одни видят в этом удачный маркетинговый ход, другие обвиняют «Циан» в «дискриминации русских»
8 декабря 2021 18:50
Фото: Maria Ziegler / Unsplash

6 декабря сайт объявлений о продаже и аренде недвижимости «Циан» обновил правила публикации объявлений во всех регионах России. «Мы выступаем за равные возможности для всех пользователей “Циан” и верим в то, что это решение станет отраслевым стандартом в сфере недвижимости. Предлагаем объединить усилия с целью пресечения всех проявлений дискриминации», — говорится сразу под заголовком «Циан за равные возможности для всех». 

По новым правилам с декабря 2021 года авторы объявлений не смогут указывать предпочтительное происхождение, национальность, гражданство и вероисповедание арендаторов. Отредактировать существующие объявления необходимо до февраля 2022 года, после этой даты сервис будет сам корректировать их, удаляя дискриминирующие формулировки. 

«Как только я представлялась, разговор заканчивался» 

Решение «Циана» на первый взгляд кажется неплохим способом борьбы с дискриминацией. В марте 2021-го вышло исследование сервиса для поиска и аренды недвижимости The Meters, согласно которому каждый шестой арендодатель в Москве и Санкт-Петербурге готов сдавать ее «только славянам». На деле ситуация серьезней: часто даже авторы объявлений без пометки «только славянам» прекращают общение с будущими арендаторами, едва услышав нерусские имя и фамилию. С такой проблемой неоднократно сталкивалась сотрудница новостного отдела «Сноба» Фатима Алиева. «Я начала искать квартиру в Москве незадолго до окончания университета, на тот момент я жила в общежитии. Моей русской подруге удалось быстро снять жилье на севере Москвы, и я решила искать квартиру там же. Однако поиски быстро зашли в тупик, — рассказывает она. — Я просмотрела более 80 объявлений, все они без исключения содержали пометку “только славянам”. Квартиры же, хозяева которых не делали такой приписки, были практически в убитом состоянии. Я решила поискать варианты подороже — ситуация не изменилась. Пару раз мне все же удалось созвониться с арендодателями, однако после того как я представлялась, разговор быстро заканчивался». 

Поняв, что через «Циан» и другие сервисы жилье не найти, Алиева обратилась за помощью к родственникам, которые как раз сдавали квартиру в Москве. «Когда я въехала в жилье родных, то обнаружила, что в квартире требуется ремонт. До меня родственники сдавали жилье семье узбеков и всегда старались помогать своим, особо не вмешиваясь в быт арендодателей. Однако, узнав о поломках, они очень расстроились и, к сожалению, теперь сами придерживаются мнения, что сдавать нужно “только славянам”», — делится Фатима.

Сейчас она живет с молодым человеком в Белоруссии. Квартиру снял именно он. По словам Фатимы, там на рынке аренды те же проблемы, что и в России: «Если бы квартиру я искала в одиночку, поиски вряд ли бы увенчались успехом. В Белоруссии точно такие же взгляды и пренебрежительное отношение к “неславянам”».

Дискриминируй всего за 499 рублей

«Циан» — не первый сервис, заговоривший о проблеме дискриминации. В ноябре об изменении правил объявила создательница сообщества по поиску жилья Flats for Friends Марфа Некрасова. Каждый пост о поиске арендаторов теперь должен содержать приписку: «Квартира pet-friendly, приветствуются жильцы всех национальностей, происхождений, полов, возрастов, предпочтений в любви». Хотя есть лазейка: если автор объявления не хочет «видеть определенную категорию людей» у себя в квартире, ему достаточно заплатить 499 рублей. Это деньги сообщество Flats for Friends планирует тратить на модерацию группы. Однако не все оценили решение администрации сообщества: многие увидели в этом лицемерие и осудили возможность платной дискриминации.

Решение «Циана» также оценивают по-разному. Еще в январе 2021 года в сети появилась информация о том, что «Циан» готовится к выходу на биржу США. В начале ноября компания объявила, что проведет IPO — таким образом капитализация «Циана» может превысить миллиард долларов. Эксперты не исключают, что нововведения — отнюдь не борьба за равноправие, а маркетинговый ход в попытке завоевать доверие иностранных инвесторов, для которых подобная дискриминация неприемлема.

Равные возможности для всех?

Многим пользователям соцсетей действия «Циана» кажутся бессмысленными. Комментаторы считают, что не так важна приписка «только славянам», сколько реакция арендодателя при знакомстве.  

Вызывает вопросы и заявление «о равных возможностях для всех». Пользователи обращают внимание, что «Циан» говорит только об одном из видов дискриминации, игнорируя другую распространенную приписку в объявлениях — «только девушкам». Из-за нее снять комнату или квартиру одинокому мужчине довольно сложно, а если он еще и «не славянин» — зачастую невозможно. 

Новость об изменении правил спровоцировала и очередную волну ксенофобии. В националистических пабликах «Циан» обвинили в «дискриминации русских» и призвали бойкотировать сервис и снижать ему оценки в Google Play. 

Ксенофобия остается серьезной проблемой в России, а травля и бойкот — излюбленными способами борьбы националистов. Так, месяц назад с кибербуллингом и угрозами столкнулась фемактивистка Дарья Серенко, опубликовавшая пост о том, что в СМИ указывается национальность преступника, только если он мигрант. В своем посте Серенко поднимает проблему ксенофобии и мигрантофобии и, опираясь на статистику, говорит, что «самая большая доля преступлений приходится на безработных мужчин, являющихся гражданами России». Через сутки Серенко сообщила, что в соцсети слили ее домашний адрес и телефонный номер, на ее имя пытаются оформить кредиты в разных банках, а в соцсетях и на телефон поступают угрозы физической расправы и убийства.

Больше текстов о политике, культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вступайте в клуб «Сноб»!
Ведите блог, рассказывайте о себе, знакомьтесь с интересными людьми на сайте и мероприятиях клуба.
Читайте также
Певица Манижа вышла в финал «Евровидения». Видео с ее выступлением уже стало самым популярным среди роликов других участников конкурса: за два дня его посмотрели 8 миллионов человек по всему миру. Спецкорреспондентка «Сноба» Саша Чернякова вместе с журналисткой Еленой Костюченко, блогеркой Марьям Алиевой и небинарной певицей Христиной Зарембо, которые приняли участие в выступлении Манижи, рассказывают, почему участие певицы в «Евровидении» — победа гораздо более ценная, чем сам выигрыш самого песенного конкурса