Ирина Седых: Мы помогаем людям почувствовать, что их истории важны и нужны
Ирина Игоревна, «Выкса-фестиваль» проводится с 2011 года. По ходу его развития родилась идея привлекать к сотворчеству местных жителей — так появились арт-работы выксунцев. Как видоизменился этот процесс сегодня?
С самого начала мы поставили себе цель — сделать так, чтобы фестиваль не был чужеродным для выксунцев, поэтому нам было важно вовлечь в фестивальные активности местных жителей. Первым таким совместным с выксунцами проектом были арт-дворы. Современные художники заходили в местный двор с предложением его преобразовать с учетом пожелания местных жителей. Это оказалось непросто: надо было со всеми поговорить, услышать мнение каждого, и на такие встречи всегда приходили социологи и психологи, которые помогали разрешить спорные вопросы и найти выходы из разных ситуаций.
Другим проектом, в котором участвовали жители Выксы, стало создание арт-плотов, несколько из которых создали по эскизам художников, а один был построен по эскизу местной жительницы, победившей в опен-колле. Плоты в итоге стали любимым летним досугом горожан.
Или такой пример: на фестивале 2021 года у нас выступал местный хор ветеранов совместно с «Упсала-цирком». Еще у нас, кажется, зародилась традиция коллаборации местных жителей с большими звездами: выступление Леонида Агутина совместно с выксунским хором, концерт Shortparis в Выксунском пассажирском автотранспортном предприятии вместе с его сотрудниками, а на последнем альбоме группы СБПЧ «Ничего больше нет» звучит детский хор Выксы. Наша основная идея состоит в том, чтобы местные жители «присвоили» себе фестиваль, стали его полноценными создателями и развивали бы его идеи за пределами фестивальной программы. Меняются форматы, но идея соучастия, сотворчества остается неизменной.
Вы наверняка получаете много отзывов от местных жителей. Расскажите, как вы работаете с запросами от горожан? Включаете ли их обратную связь в планы институций?
Поначалу мы каждый год делали анкету — собирали мнения местных жителей о прошедшем фестивале. Надо сказать, многие не всегда были готовы активно отвечать на вопросы. Но такой формат обратной связи позволял понять, что нравится выксунцам, а что нет, и что они хотели бы увидеть на следующем фестивале. Сейчас мы проводим анкетирование раз в три года, поскольку местные жители уже привыкли к тому, что в их городе проходит фестиваль: большинство с нетерпением ждет программы, откликается на наши объявления и предлагает активно поучаствовать в проектах.
Один из таких показательных примеров — спектакль «По домам», существующий уже три года. Его суть состоит в том, что житель Выксы приглашает человека из другого города к себе гости — угощает традиционными блюдами, рассказывает свою историю, делится воспоминаниями. Конечно, это срежиссированный процесс, опирающийся на сценарий, но он построен на реальных историях реальных людей, где искренность никуда не исчезает. Я не ожидала, что этот спектакль будет пользоваться таким спросом. Думаю, залог востребованности формата состоит в том, что местные жители почувствовали, что их жизнь интересна еще кому-то, кроме их близких. Мы вовлекаем людей близостью и камерностью событий, помогаем им почувствовать, что их истории важны и нужны! Ведь именно из таких частных историй разных людей и складывается общая большая история.
А знаете ли вы истории, когда соприкосновение жителей Выксы с фестивалем меняло чью-то жизнь?
Вы знаете, у нас всегда много волонтеров — это и студенты, и школьники. Так вот, на одном из фестивалей волонтерил мальчик, которому было всего 10 лет. Он помогал людям с инвалидностью, и позже это стало его основной деятельностью. Работая на фестивале, он открыл в себе желание поддерживать людей с заболеваниями. Сейчас ему 16, и он по-прежнему этим занимается, говорит, что общение с инвалидами ему дало уверенности в понимании того, что он делает.
Еще, например, важную функцию выполняют культурные институции Выксы, которые появились по следам фестиваля, и теперь за счет этой системы появляются новые профессии, новый культурный пласт и новые интересы у местных жителей, которые они могут реализовывать, не выезжая из Выксы. Культурный центр «Волна», который открылся в 2022 году, уже второй год является площадкой для выксунского выпуска московской проектной школы для подростков «Каскад». В течение года подростки изучают Выксу, а летом, к фестивалю, готовят выставку в «Волне». «Каскад» становится стартовой площадкой для юных выксунцев: зимой они самоорганизовали выставку в городе, а этим летом приняли участие в большой выставке «Каскада» на ВДНХ, увидеть их работы там можно до 31 июля.
Или еще мой любимый пример. В прошлом году на фестивале вела свой журналистский проект ведущая радио «Культура» Ксения Ламшина. Она рассказывала, как пробовать себя в этой профессии, как писать, и в этом курсе принимала участие одна девушка, которая сомневалась, поступать ей на журналистский факультет или нет. В итоге после общения с Ксенией она поступила, а сейчас проходит практику на радио «Культура».
На самом деле, таких историй много, и они очень важны. Мы видим, что наш фестиваль многим помогает самореализоваться, найти свой путь.
Фестиваль объединяет в себе самые разные музыкальные направления — хип-хоп, фолк, оперу, современную академическую музыку, и самые разные театральные — перформанс, спектакль-променад, стендап-шоу. В чем смысл подобного эклектизма, смешения жанров и стилей?
Фестиваль пробует себя в разных стихиях, дает возможность жителям выбрать то, что им интересно. Именно поэтому у нас много театральных постановок, концертов, есть и спортивные, и детские программы. Нам важно, чтобы в небольшом городе каждый мог найти для себя что-то важное. Наш фестиваль действительно эклектичен, он такой же насыщенный и многообразный, собственно, как и сама жизнь. Поэтому нам интересно экспериментировать с жанрами и не ставить себе рамок.
Благодаря программе этого года мы узнаем, что в Выксе находился крупнейший усадебный театр России ХIХ века. В чем его уникальность и почему он оказался забыт?
Трудно сказать, почему он погрузился в забвение. Когда-то выксунский театр действительно играл большую роль в контексте российского императорского театра. В Выксе действовала одна из самых больших театральных трупп в стране, в город приезжали выдающиеся драматические актеры, режиссеры, хореографы, танцоры, музыканты, художники. Об этом сейчас подробно пишет историк театра Елена Пенская — она много работала в архиве и нашла факты, подтверждающие уникальное наследие этого театра. В феврале 2025 года книга Елены Наумовны выйдет из печати и, надеемся, поможет людям узнать о крупнейшем выксунском усадебном театре.
Центральное событие фестиваля этого года — постановка «Призраки опер». Сон о пропавшем театре: музыканты исполнят фрагменты из старинных опер, когда-то звучавших в усадебном театре Баташевых-Шепелевых. Публика услышит их новые версии или оригинальные партитуры?
Фрагменты опер «Дон Жуан», «Иван Сусанин», «Роберт-дьявол», «Волшебный стрелок», «Морской разбойник Цампа, или Мраморная невеста» представят симфонический оркестр Персимфанс, вокальный ансамбль INTRADA и, конечно же, выксунский хор. Все эти партитуры аранжировал для выксунского театра капельмейстер Афанасьев — он же оставил много воспоминаний о том, как работал в Выксе. Хотелось бы, конечно, повторить этот спектакль в другом пространстве, но, видимо, в этом году не получится.
Расскажите, пожалуйста, про ключевые направления работы фонда на ближайшие пару лет. Стремитесь ли вы к долгосрочным проектам?
У нас есть адресная, разовая помощь, мы не уходим от нее, но мы всегда нацелены на то, чтобы проекты существовали на протяжении нескольких лет. Изначально фонд защиты и поддержки семьи «ОМК-Участие» создавался как долгосрочная программа. Мы оказывали юридическую помощь родителям, у которых есть ребенок-инвалид: многие просто не знают о своих правах и о возможностях. В свое время мы создали в Выксе организацию «Созвездие», которая решает проблемы детей со здоровьем, оказывает психологическую и психотерапевтическую помощь родителям. Организация сегодня является продвинутым ресурсным центром, который готов помогать таким семьям не только в Выксе, но и в близлежащих городах. Опыт программы «Созвездия» транслируется на высоких трибунах, о ней рассказывают представители нижегородского правительства.
17 августа в Выксе пройдет книжная ярмарка от казанского центра современной культуры «Смена». По какому принципу вы выбираете институции для межрегионального сотрудничества?
Безусловно, важным критерием для подобного союза является успешность функционирования проекта, его востребованность. Нам важно сотрудничать с регионами, в которых есть множество интереснейших проектов. Обмен культурным опытом необходим, города могут и должны объединяться.
Казанская «Смена», безусловно, обогатит культурную жизнь Выксы — книжная ярмарка пройдет на главной площади, на базе расположенного там пространства ExLibris. Мы запустили ExLibris в 2018 году как творческое пространство для горожан, совмещенное с библиотекой, и проведение книжной ярмарки с участием 40 издательств со всей страны станет новым импульсом к его развитию. В конце года на еще одной площадке фонда, в культурном центре «Волна» запланирована выставка студии «Тихая».
Теперь вы также работаете с образовательным направлением. Расскажите о сотрудничестве со Школой искусств Европейского университета. Как и зачем студенты будут участвовать в выксунских институциях?
Нам важен высокий уровень компетенций специалистов, которые работают в наших проектах. Поэтому мы решили запустить сотрудничество с Европейским университетом и выделяем две целевые стипендии студентам магистратуры «Музейные технологии и кураторские стратегии» Школы искусств и культурного наследия. Сейчас как раз идет набор на обучение — до августа можно подать документы. Также этим летом мы пригласили нынешних студентов Школы на стажировки в выксунские институции фонда: они помогают готовить книжный фестиваль, театральную выставку и помогают в организации событийной программы «Волны».
По сути, Выкса станет для них практической площадкой, где они могут получить навыки в реализации социокультурных проектов. В 2027 году в Выксе появится Центр промышленного прогресса — это музейно-образовательный комплекс объектов с кафе. Мы рассчитываем, что выпускники целевого набора станут его сотрудниками и примут участие в запуске проекта.
Ирина Игоревна, а что будет после фестиваля?
В октябре в музее истории Выксунского металлургического завода откроется выставка, посвященная театру Выксы — сейчас идет активная подготовка, ее куратором выступила искусствовед Елена Каменская. Планируем провести обменные выставки с нижегородской студией «Тихая», с МИРА-центром в Суздале. После фестиваля активная культурная жизнь в Выксе не закончится, поэтому приглашаем посетить наши круглогодичные форматы: спектакли-променады, посмотреть на арт-объекты, приехать на завод ОМК. А кто так и не доберется до Выксы, сможет погулять по городу необычным способом. К фестивалю мы выпустили настольную игру «Искатели. Путешествие в Выксу», в ходе которой каждый попробует построить свой маршрут по городу и познакомиться с его достопримечательностями.
Беседовала Надежда Травина