
Бинош в жюри, Йоханссон в режиссерах, Серебренников вне конкурса — чего ожидать от 78-го Каннского кинофестиваля
Любовь и женское начало в мире, теряющем устойчивость

По словам главы Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо, в этом году отборщикам прислали рекордное количество фильмов — более трех тысяч. Программу фестиваля обновляли почти до открытия. Предпочтение отдали фильмам, которые, как выразился Фремо, «лучше всего отражают нынешнее состояние мира» — нестабильное и тревожное. На постере кинофестиваля запечатлена любовь — любовь как спасение, убежище от внешних угроз. Любовь в двойном размере — впервые в истории события постеров два. На них изображена хрестоматийная сцена из «Мужчины и женщины» Клода Лелуша с Анук Эме и Жаном-Луи Трентиньяном.
Фильм, покоривший Канны («Золотая пальмовая ветвь» в 1966-м), Голливуд («Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке») и весь мир в целом, стал символом любви и французского кино. На Каннском кинофестивале в этом году особенно заметно участие женщин. Большинство членов жюри — женщины: Хэлли Берри, Альба Рорвахер, Паял Кападиа и Лейла Слимани. Жюри возглавляет актриса Жюльетт Бинош. Особенно символично, что Николь Кидман получит специальную награду Women in Motion, учрежденную компанией Kering совместно с Каннским кинофестивалем. Эта премия присуждается за значительный вклад в продвижение роли женщин в киноиндустрии и не является частью конкурсной программы фестиваля. Кидман отмечают за ее активную поддержку женщин-режиссеров и актрис, а также продвижение проектов, созданных женщинами. Среди поддержанных ею проектов — фильмы «Плохая девочка» Халины Рейн и «Холланд» Мими Кейв.

Откроет фестиваль кино, тоже срежиссированное женщиной. «Однажды уйти» Амели Боннен — история о девушке, встретившей свою первую любовь. Это первая полнометражная картина француженки. В программе Каннского кинофестиваля представлено много сильных фильмов, как снятых женщинами-режиссерами (среди них Жюлия Дюкурно, Келли Райхардт, Карла Симон, Линн Рэмси, а также дебютантки Скарлетт Йоханссон и Кристен Стюарт), так и посвященных непосредственно женским историям («Великая Элеанор», «Дом молодой мамы», «Однажды уйти», «Альфа», «Умри, моя любовь», «Сентиментальная ценность» и другие).
Новый боди-хоррор Жюлии Дюкурно и первый неовестерн Ари Астера — что смотреть в Основном конкурсе

За главную награду смотра — «Золотую пальмовую ветвь» — будут бороться 22 фильма. Посмотреть все вряд ли возможно, как минимум потому, что билеты на главные премьеры разлетаются за 15 минут (бронь открывается в 7:00 за четыре дня до желаемого сеанса), но нижеперечисленные новинки точно заслуживают «охоты». Жюлия Дюкурно, чей «Титан» получил «Золотую пальмовую ветвь» в 2021 году, вновь представлена в основной конкурсной программе с боди-хоррором «Альфа». По сюжету 11-летняя девочка заражается загадочной болезнью, а дальше происходит нечто, из-за чего отборщики не знали, смогут ли включить фильм в программу.
Безумие творится и в «Умри, моя любовь» Линн Рэмси, главная героиня которого (Дженнифер Лоуренс) доведена до состояния ужаса. Фильм основан на одноименном романе Арианы Харвец, вошедшем в лонг-лист международной Букеровской премии в 2018-м. В числе продюсеров значится Мартин Скорсезе.

Один из самых интригующих фильмов Основного конкурса — «Эддингтон» Ари Астера. Стоявший у истоков постхоррора («Реинкарнация», «Солнцестояние») взялся за новый для себя жанр — неовестерн — и впервые приехал в Канны. Действие его нового фильма, вновь спродюсированного студией А24, происходит в вымышленном американском городке во время пандемии, когда нелепая ссора претендента на пост мэра и шерифа из-за масочного режима приводит к гражданской войне. Солируют Хоакин Феникс, Педро Паскаль, Остин Батлер и Эмма Стоун.

Звездным кастом может похвастаться и «Финикийская схема» — новый фильм Уэса Андерсона. Бенисио Дель Торо, Билл Мюррей, Скарлетт Йоханссон, Том Хэнкс, Уиллем Дефо, Бенедикт Камбербэтч, Шарлотта Генсбур — вот лишь малая часть актеров, задействованных в картине. Говорят, сценарий был написан еще во времена «Королевства полной луны».

О возвращении в прошлое рассказывает Сергей Лозница, чьи «Два прокурора» сняты на русском языке. В первом за семь лет игровом фильме режиссер экранизирует повесть Георгия Демидова о сталинских репрессиях. Иранский бунтарь Джафар Панахи тоже препарирует режим — несмотря на запрет писать сценарии, ставить фильмы и давать интервью, сразу после тюремного заключения он представит в Каннах «Простое происшествие».

Том Круз, Спайк Ли, Кирилл Серебренников — кто еще покажет кино в Каннах
Помимо Основного конкурса, на Каннском кинофестивале есть и другие программы — «Особый взгляд», «Каннские премьеры», «Двухнедельник режиссеров», «Полуночные показы», спецпоказы и пр. Выбрать из сотен фильмов ключевые невозможно, поэтому ограничимся самыми громкими именами. Вне конкурса Том Круз и Кристофер Маккуори представят восьмую — скорее всего, финальную (но это не точно) — часть «Миссии невыполнима». Мировая гала-премьера состоится в Каннах 14 мая, а уже 23 мая экшен про бесстрашного суперагента (Том Круз вновь исполнил трюки самостоятельно) доберется до мирового проката.

19 мая — в день столетнего юбилея Малкольма Икса, о котором Спайк Ли снимал фильм в 1992-м с Дензелом Вашингтоном в главной роли — Ли символично презентует новое кино с Вашингтоном (актер впервые в карьере пройдется по красной дорожке Канн). «От высшего к низшему» — это переосмысление «Рая и ада» Акиры Куросавы, место и время действия которого перенесли из Токио 1960-х в современный Нью-Йорк.

Кирилл Серебренников в этом году тоже оказался вне конкурса. Несмотря на то, что четыре предыдущие картины режиссера претендовали на «Золотую пальмовую ветвь», новая — «Исчезновение Йозефа Менгеле» — оказалась в программе «Каннские премьеры». Там же обосновался Фатих Акин с «Амрумом», Себастьян Лелио с «Волной» и другие именитые режиссеры. А вот «Отец, мать, сестра, брат» Джима Джармуша, вопреки ожиданиям, до Каннского кинофестиваля так и не доехал. Вероятно, премьера состоится в Венеции осенью.