Гильдия сценаристов Америки (WGA) проводит забастовку возле студии Sunset Bronson Studios, 5 июня 2023 года
Фото: Gary Coronado / Los Angeles Times via Getty Images
Гильдия сценаристов Америки (WGA) проводит забастовку возле студии Sunset Bronson Studios, 5 июня 2023 года

Сценаристы требуют повысить зарплаты и ограничить права искусственного интеллекта

Бессрочную забастовку 2 мая начала Гильдия сценаристов Америки (WGA). Всего она объединяет около 15 тысяч киносценаристов и редакторов СМИ — 98% из них поддерживают начало забастовки.

Основной причиной бойкота стали низкие зарплаты. В марте WGA опубликовала отчет, в котором сказано, что за последние 10 лет средняя зарплата сценаристов с учетом инфляции снизилась на 23%. Также участники Гильдии требуют увеличить минимальное количество сценаристов до шести в одном проекте и выступают против использования технологий искусственного интеллекта для написания текстов.

На протяжении марта и апреля WGA вела переговоры с Альянсом продюсеров кинофильмов и телевизионных продуктов (AMPTP), которая выступает представителем крупнейших кинокомпаний и стримингов. 1 мая они должны были перезаключить договор и определить выгодные для обеих сторон условия.

Подписать новое соглашение ассоциации не смогли. Начиная со 2 мая сценаристы начали выходить с плакатами к офисам кинокомпаний. При этом, по условиям забастовки, пикетчики обязаны прекратить работу над всеми проектами и не могут в это время заключать новые контракты. За нарушение правила WGA может выписать сценаристу штраф или исключить его из Гильдии.

Постепенно забастовки от офисов компаний перешли на съемочные площадки. Там даже появилось негласное правило: если ко входу в павильон приходят бастующие сценаристы, то остальные работники остаются снаружи и прекращают свою работу в знак солидарности.

Забастовка сценаристов повлияла на сроки съемок и выхода в прокат фильмов и сериалов. Даты релизов уже сдвинуты на более позднее время у фильмов «Блэйд» и «Громовержец» от Marvel, сериала «Бегущий по лезвию 2099», нового сезона «Очень странных дел» и спин-оффа «Игры престолов» «Рыцарь семи Королевств: Межевой рыцарь». Разработка продолжения сериалов «Одни из нас» и «Белый лотос» вовсе остановлены.

Сценаристов активно поддержали представители других профессий: актеры Педро Паскаль, Марк Руффало, Колин Фаррелл,  Дженнифер Кулидж, Аманда Сайфред, рэпер Снуп Догг и группа Imagine Dragons, телеведущие Джимми Киммел и Джимми Фэллон, а также политики Барак Обама и Джо Байден.

Существенно обострить ситуацию может забастовка артистов. Большинство участников профсоюза актеров SAG-AFTRA уже проголосовало за возможное начало бойкота с 30 июня — в этот день у организации истекает контракт с Альянсом продюсеров.

Как забастовка сценаристов повлияет на индустрию кино

«Это уже не первая забастовка, и в прошлый раз организации договорились друг с другом. Сейчас то же самое — продюсеры готовы ждать пять-шесть месяцев, после чего обе стороны пойдут на переговоры», — считает кинопродюсер Артем Васильев.

Самая продолжительная забастовка сценаристов длилась 153 дня. В 1988 году Гильдия боролась с неконтролируемым распространением домашних видеопроигрывателей. Самый масштабный бойкот прошел в 2007 году — за 100 дней протестов экономика Лос-Анджелеса потеряла 2 миллиарда долларов. И если в 1988 году участником Гильдии не получилось добиться выполнения своих требований, то в 2007-м их условия выполнили и стали выплачивать по 2% с каждого проданного DVD-диска.

При этом каждая прошлая забастовка сценаристов несла за собой проблемы для производства, которые проявлялись примерно через год: режиссерам приходилось снимать фильмы по недописанным сценариям, а актерам — придумывать диалоги прямо во время съемок. Фильм о Джеймсе Бонде «Квант милосердия», например, заполняли дополнительными сценами со спецэффектами, чтобы скрыть пробелы в сюжетной линии.

Кроме того, Голливуд может лишиться своих сценаристов, если забастовки будут проходить при каждом новом подписании контракта WGA с AMPTP. «Такая нестабильная обстановка в индустрии приводит к тому, что сценаристы, актеры, режиссеры начинают сотрудничать с компаниями из других стран, где условия работы для них более выгодны», — рассказывает Васильев.

Подготовил Петр Бузлаев