
Мимимишный шнурок и бусики: как бренд аксессуаров «Хлеб и розы» полюбили девушки с Патриков

Основательницы бренда «Хлеб и розы» создают аксессуары: шнурки, ремешки, бусы. На фоне популярности тренда украшать сумки и телефоны милыми брелками их продукция быстро привлекла к себе внимание. Их изделия начали появляться в публикациях селебрити, а в апреле 2025 года Яндекс Лавка пригласила бренд к сотрудничеству.
Аюшиева — отвечает за технологию, дизайн и производство. Тюрина — за внешние коммуникации, продажи и операционную деятельность. На раскрутку своего бренда они не потратили ни рубля, полностью построив маркетинг на теплых личных сообщениях с просьбой поддержать молодой бренд, которые Тюрина, как журналист (экс-главный редактор медиа фонда «Нужна помощь» и экс-ведущая подкаста «Стыдно»), разослала своим друзьям, знакомым и коллегам.
О том, как запускать бренд, основываясь на позитивных эмоциях, эмпатии и женской дружбе, то есть вопреки «правилам», — фаундеры рассказали журналистке Когершын Сагиевой.
Как вы познакомились и почему решили создавать бизнес?

Лера Аюшиева: Случайно. Я работала портным-фрилансером (шила на заказ) и слушала подкасты, и услышала Лизу в ее подкасте «Стыдно». Подписалась на нее в соцсетях. Она тогда искала, кто бы ей юбку сшил — так мы и познакомились. Стали дружить. Постепенно у нас возникла идея создать что-то свое. Лиза мечтала о бренде одежды, я — имела навыки (технические и творческие), но не любила бизнес-часть (операционка, коммуникации). Тогда я сшила первую сумку и сказала: «Лиза, все, мы делаем бренд». Так все и началось.

Кто задал трек, что это будет не одежда, а аксессуары? Как придумали название?

Лиза Тюрина: Я хорошо помню, как мы с Лерой встретились. На мне была плюшевая розовая сумка с ремешком-паракордом. Лера сказала: «Блин, какая прикольная сумка!» И от этого все пошло: идея о сумках и паракорде показалась классной. Когда мы встретились, чтобы обсудить ценности, концепцию бренда и название. Сошлись на том, что нам важен женский вопрос и мы топим за поддержку женщин друг другом.
Над названием мы долго сидели. В какой-то момент я предложила: «А давай запуск запланируем на 8 марта?». И начала читать про историю праздника. На сайте Forbes Woman я наткнулась на большую статью о женском движении и его развитии. Там рассказывалось про женщин, бастовавших в ХХ веке в Америке — заводских работниц — которые требовали хлеба и роз. Хлеб — это участие в экономической жизни, возможность обеспечивать себя. А розы — желание оставаться женщинами, получать удовольствие от жизни, чтобы за ними ухаживали. Нам с Лерой показалось, эта история отозвалась. Так появились «Хлеб и розы».
Лера, откуда у тебя навыки вязания шнуров и сочетания деталей? Ты этому где-то училась или просто придумываешь и создаешь?

Мы с Лизой шутим, что вся жизнь нас к этому вела. Все навыки, которые у нас есть, — результат опыта и желания экспериментировать. В 2018 году я пыталась создать бренд одежды, но это не получилось — слишком сложно, кроме всего прочего еще и размерные сетки. Поэтому, когда мы обсуждали бренд сейчас, я предложила делать аксессуары, ведь они без размеров. Плетение паракорда я начала осваивать сама: были картинки из Pinterest и модные показы (например MIU MIU). Все сложилось в удачную комбинацию навыков. Изначально мы не продумывали дизайн — просто играли руками, и все получилось само собой.

Я искренне считаю и всегда говорю, что Лера — гений. Для меня ее способность придумывать идеи, сочетать цвета, фактуры и детали — это что-то невероятное. Есть люди с особым даром видения того, как должно выглядеть и работать, — и Лера именно такой человек.
Сколько всего у вас моделей? На сайте — огромный ассортимент, который вы создали всего за год.

Все время, каждые две недели что-то новое появляется точно. Но мы еще стараемся убирать какие-то неактуальные модели из каталога, потому что иначе просто у людей паралич воли наступает (смеется), и они ничего не могут выбрать.
Изделия очень яркие. Как будто вы попали в нерв — так хочется позитива!

Это случайность. Я — про сердечки, розовое, в общем, такая вся как будто бы ми-ми-ми. А Лера — более четкая, более… взрослая что ли. Про косточки и черные цвета. И таким образом мы как бы ловим внутри одной целевой аудитории разные ее сегменты.




Где можно найти шнуры таких ярких оттенков? Заказываете специально или они есть в Москве?

Частично заказываем, но есть отличный российский поставщик, который производит их у нас в стране. У них пока небольшая цветовая гамма, но качество и российское производство нам очень нравятся.
Как устроено производство?

Изначально мы не ожидали большого спроса — думали, Лиза будет собирать заказы, я — плести. 8 марта 2023 года мы запустились, и сразу выяснилось, что муж уезжает за границу по работе. Перед отъездом я нашла швею и плетунью, которые раньше работали только с макраме. Паракорд тогда не использовали, пришлось учить их всему. Я записывала видеоуроки. Короче, выбирать между бизнесом и семьей не пришлось — мы смогли выстроить все процессы дистанционно.
Сейчас я занимаюсь закупками из-за границы — заказываю все онлайн, Лиза собирает материалы по моим инструкциям и отправляет сотрудницам. Они работают на дому, плетут. У нас три плетуньи, две швеи. Все они на фрилансе, работают по мере необходимости. Есть еще сотрудница, которая помогает нам с операционной деятельностью. Всего у нас в найме шесть женщин — они не работают на полную ставку, но постоянно с нами на связи. Одной из главных целей для меня лично было создание рабочего пространства для женщин, где им будет приятно, безопасно, понятно. Хотелось развеять миф о том, что «женский коллектив — это серпентарий».
Все довольны. Это очень радует.
Как вы определяли стоимость? Продукт дизайнерский. Цена может сильно варьироваться — от нуля до миллиона. Кто-то может сказать: «Пойду куплю такое же в масс-маркете за 500 рублей». На что вы ориентировались?

У нас был бизнес-план. Я делала образцы и подсчитывала их себестоимость (учитывала цену труда плетуний, материалов, нашей работы). Это была игра с калькуляциями, и мы нашли баланс. Цена осталась в рамках того, что Лиза и я готовы были бы заплатить за такой продукт.

Мы редко сталкиваемся с тем, чтобы люди говорили «дорого». Те, кто уже пришел, понимают ценность того, что мы делаем. Иначе бы они сразу пошли на AliExpress или ВБ и купили себе ремешок за 300 рублей. Мне кажется, если у человека начался процесс поиска, то ему недостаточно просто шнурка — он скорее ориентируется не на цену, а на эмоции: пришел, увидел, влюбился. Но если кто-то бы сказал: «Вы обалдели, у вас дорого», — я бы ответила: «Добрый день, это полностью ручная работа. Плюс уникальный дизайн. В стоимость входит также сервис: мы всегда на связи, идем навстречу, если что-то сломалось — привозите, все починим». Еще люди готовы платить за причастность к важной идее и к сообществу похожих людей. В общем, себестоимость складывается из множества факторов — физических и метафизических. Справедливости ради скажу: у нас нет запредельной маржи. Мы не закупаем за 3 рубля и не перепродаем за 3000. У нас вполне адекватная маржа, которая позволяет развивать бизнес: придумывать новые изделия, закупать качественные материалы и расширять команду.

