Тысячи россиян остались без отпуска из-за финансовых проблем туроператоров. Что происходит?
Что произошло?
Все началось с приостановки работы «Матрешки тур», руководство которой 22 июня заявило, что больше не может исполнять обязательства по договорам оказания туристических услуг из-за финансовых проблем. Тремя месяцами ранее эта компания продала принадлежавшего ей туроператора «Аврора БГ», чтобы компенсировать туристам несостоявшийся отдых.
29 июня о закрытии чартерных программ сообщил один из старейших российских операторов «Натали турс» («дочка» оператора «Панама тур»). Работавшая с 1992 года компания отказалась от перевозок в Барселону, Римини, Катанию, Неаполь, Анталью и Ираклион и предложила вернуть пострадавшим туристам деньги.
30 июня «Аврора БГ» (та самая, которую продали) написала о приостановке чартерных программ в Болгарию и Черногорию. Единственное, что смогли объяснить в компании, это причину отказа от туров в Болгарию — «существенное» изменение стоимости чартерной перевозки, которая сделала направление невыгодным.
Наконец, 3 июня о своем уходе объявил еще один старейший туроператор России — DSBW Tours. Компания предоставляла туристические услуги 27 лет. Причиной краха вновь стала нехватка денег.
Кто пострадал?
Около 1500 клиентов туроператора «Аврора БГ» столкнулись с отменой туров на весь сезон с июля по сентябрь, рассказал ТАСС представитель транспортного комитета ассоциации «Турпомощь» Дмитрий Горин. 400 из них уже находятся за рубежом — в Болгарии и Черногории. Туроператор должен вернуть отдыхающих в течение одной-двух недель.
От действий оператора «Натали Турс» пострадали более тысячи туристов, сообщил РБК директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко. Управляющий директор турецкого партнера российского оператора Фархета Чичека сообщает, что из-за отмены туров в отелях возникают проблемы с оплатой размещения клиентов российской компании. По словам Чичека, «Натали Турс» тянет с решением проблем, что приводит к увеличению долгов.
Туроператор задолжает контрагентам миллион долларов, пишет «Коммерсант» со ссылкой на неназванный источник. «Со дня на день по другим задолженностям могут наступить штрафные санкции, и тогда контрагенты точно так же начнут снимать брони»,— объяснил собеседник изданию. При этом источники «Коммерсанта» отмечают, что пока компания выполняет свои обязательства и обещает туристам компенсировать расходы.
В Ассоциации туроператоров России порекомендовали путешественникам самостоятельно оплачивать размещение и собирать чеки. Их потом можно будет предъявить туроператору для компенсации.
Собственник DSBW Tours Карен Гончаров заявил, что компания не оставит после себя обманутых клиентов. 100 миллионов рублей по страховке (обязательства компании застрахованы в СК «Инвест-Страх» и СК «Орбита») хватит для компенсации несостоявшихся отпусков.
Почему туроператоры не справляются с обязательствами?
Причиной закрытия отдельных направлений и компаний стал низкий спрос, считает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. Она сообщила «Российской газете», что туроператоры рассчитывали повысить продажи летом и активно резервировали у контрагентов путевки на этапе раннего бронирования, но лето наступило, а спрос на отдых за границей не вырос на ожидавшиеся 20-30 процентов. В том числе из-за слабого курса рубля многие россияне поехали на Черное море, а не, например, в Болгарию.
Руководитель правовой комиссии РСТ Георгий Мохов объяснил, что у турфирм нет финансовой «подушки безопасности», и малейшие колебания на рынке приводят к тому, что компания попадает в кризисную ситуацию. «Раньше можно было тянуть убытки, рассчитывая на доходы будущих сезонов. Но эта модель живет только на растущем рынке. Сейчас предел выживаемости — два месяца», — сказал Мохов.
Летом 2014 года закрылись старейший российский туроператор «Нева», а также туроператоры «Роза ветров», «Экспо-тур», «Лабиринт», «Верса», «Атлас», «Южный крест», «Солвекс-турне». После закрытия компаний часть их клиентов вывозил из других стран Ростуризм. Выплатами компенсаций занимались страховые фирмы.