Об этом сообщила газета «Московский комсомолец», а издание «Троицкий вариант» опубликовало копии документа. Среди рекомендаций министерства:

  • встречи с иностранцами можно проводить только в специально предназначенных для этого помещениях подведомственных научных организаций;
  • российские ученые могут участвовать во встречах по заранее составленному списку;
  • на встрече должны присутствовать как минимум двое российских ученых;
  • при посещении организаций иностранцы могут использовать записывающие и накапливающие информацию устройства, в том числе диктофоны и телефоны, только «случаях, предусмотренных международными договорами РФ»;
  • руководитель организации должен уведомлять ведомство о такой встрече за пять дней до нее, а после того как она состоится, направить отчет.

Реакция: 

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что документ «выглядит как перебор». По его словам, нужно проявлять бдительность, поскольку «зарубежные спецслужбы не дремлют и научно-промышленный шпионаж никто не отменял», но это не значит, что российские ученые должны «заковывать» себя в правила, которые «ни к чему не приведут». 

Завлабораторией Управления сложными системами Института проблем машиноведения Российской академии наук Александр Фрадков раскритиковал приказ в открытом письме. По его словам, перечисленные меры абсурдны, их невозможно исполнить на практике, а некоторые пункты документа вызывали у него недоумение. 

«Подобные нелепые и невыполнимые приказы не улучшат безопасность нашей страны, а приведут только к росту ее изоляции от развитых стран и к дискредитации власти», — написал ученый, попросив министерство отозвать или скорректировать рекомендации. 

В свою очередь биоинформатик и генетик Михаил Гельфанд предположил, что составить рекомендации Минобрнауки заставили российские спецслужбы. Но наиболее вероятным объяснением появления документа он назвал попытки министерства «предохраниться» после того, как спецслужбы стали «наезжать» на ученых.

После критики и реакции Кремля министерство выпустило разъяснения приказа. Как сообщилив пресс-службе Минобрнауки, документ носит рекомендательный характер и отражает общемировую практику. 

Дела против ученых:

В июле 2018 года 75-летнего ведущего сотрудника ЦНИИмаш Виктора Кудрявцева арестовали по подозрению в передаче секретных данных бельгийскому институту. Сам он вину не признал и заявил, что у него не было доступа к закрытой информации. По словам его адвоката, институт сотрудничал с ЦНИИмаш на уровне правительства России.

В июне 2019-го арестовали коллегу Кудрявцева Романа Ковалева, а затем и третий сотрудник ЦНИИмаш — 77-летний ученый — стал фигурантом дела о госизмене. 

Преследование Кудрявцева похоже на дело его коллеги и преподавателя МГТУ имени Баумана Владимира Лапыгина. Последнего также обвинили в передаче секретной технологической информацию.