Клинтон и Путин встретились 6 сентября 2000 года в Нью-Йорке в президентском номере гостиницы Waldorf Astoria. «Курск» стал первой темой, которую президенты тогда обсудили. Клинтон начал с того, что выразил соболезнования погибшим и лично Путину, которому, как предположил американский президент, «пришлось столкнуться со множеством критики».

Путин ответил, что оказался в ловушке «между плохими и худшими вариантами», а также начал рассуждать о своих рейтингах: «Мне говорили, что если бы я сразу спустил туда маленькую подводную лодку и хотя бы попытался спасти парней, мои рейтинги выросли бы. Нельзя позволять делать что-то подобное ради пиара. Нужно отдавать приоритет реальному спасению людей. Я ценю вашу искреннюю поддержку. Как ни странно, последующие опросы показали, что этот инцидент не повлиял на мое положение. Но я очень боюсь, что нечто подобное может повториться».

После этого российский президент признался, что власти чувствовали себя бессильными во время катастрофы. «Сейчас все выглядит так, что весь экипаж погиб в течение 60 или 90 секунд. Мы не могли рассказать родственникам, но в корпусе была дыра размером около двух метров, через которую затопило первые три отсека подлодки. Я даже не знаю, как мы можем вытащить тела. В этих водах много трески — плоти на костях может не остаться. Мы пытались спустить на тормозах всю эту шумиху, но некоторые люди странные, и они просто продолжали ее подпитывать. Это просто факт жизни», — заявил Путин.

Что еще известно:

Стенограммы были опубликованы на сайте цифровой библиотеки 42-го президента США еще в 2019 году. Документы датированы 1999–2001 годами, большинство из них ранее имели гриф «секретно». Речь Путина, представленная выше, переведена дважды: сначала переводчиком с русского на английский, а затем «Медузой» обратно с английского на русский.

Что важно знать:

«Курск» со 118 моряками на борту затонул в Баренцевом море 12 августа 2000 года. По официальной версии, во время учений взорвалась торпеда, которую готовили к условной атаке. Водолазы смогли попасть на подлодку только 20 августа, когда никого из моряков уже не было в живых.

В день гибели «Курска» Путин был в отпуске в Сочи. Президенту доложили о катастрофе на следующий день, а общественность узнала о трагедии только 14 августа. Власти официально признали смерть моряков лишь 22 числа. Однако глава правительственной комиссии по расследованию причин аварии Илья Клебанов говорил, что власти еще 14 августа знали, что весь экипаж «Курска» погиб. При этом Путин дважды — 16 и 20 числа — сообщал, что моряки делают все возможное для спасения экипажа. Судя по стенограмме разговора президентов, замечает «Медуза», Путин действительно какое-то время знал о гибели большинства моряков, но не хотел раскрывать эту информацию.