Списки социальной значимости: кто их составляет, кто в них попадает и зачем они нужны?

Последние пару месяцев все читали и обсуждали «списки». Журнал «Нью-Йоркер» составил список «Серых кардиналов Нью-Йорка», куда вошли продюсеры, организаторы светских мероприятий, малоизвестные пиарщики и даже хостесс, без которых невозможно попасть в крутой ресторан. 

Вслед за «Нью-Йоркером» подтянулись российские тг-каналы: каждый был намерен составить свой список тайных властителей, скрытых от внимания широких масс, свою «карту дружбы» людей, известных в узком кругу. Сначала один журнал выпустил «Список лучших стилистов всея Руси», потом другой тг-канал опубликовал «Карту светской Москвы». Потом один за другим пошли «наши карты светской Москвы».

Я задумался над вечным вопросом наблюдателя зрелищ: а кто все эти люди, чем измеряется их значимость, их вес, что обеспечило их попадание в эти «карты»? Вот, например, есть списки Forbes и Fortune 500, где сравнивают размеры инвестиций, прибыли, оценки активов. В общем, реальные капиталы и финансовый успех. Сейчас же самыми обсуждаемыми списками, породившими споры и репосты в соцсетях, стали не рейтинги миллиардеров, а листинги светских инфлюенсеров, неких «серых кардиналов» и стилистов. 

Что означают все эти списки? Фактически, это рейтинги социального капитала. Списки популярности персон. А факт широкого обсуждения списков подтверждает их значимость и одновременно – признание явления персократии*, чьи публичные маски влияют на общество. 

Люди в списках социальной значимости могут не быть владельцами каких-то особых богатств, ресурсов и компаний. Их ресурс – не деньги, а владение умами социума: социальный капитал, который они потом монетизируют. Условно говоря, можно очень долго постигать вершины парикмахерского искусства или заниматься организацией мероприятий, трудясь как раб на галерах, но толку от этого без развития своего личного «социального капитала» и персонального брендинга теперь будет мало. Всегда впереди будет тот, кто тусуется в правильных местах, дружит с тг-админами, выстраивает вокруг себя комьюнити, заводит модный телеграм и ютуб-канал с подкастом, выступает на профильных конференциях и еще каким-то образом успевает написать книгу. Можно очень долго учиться моде в Сент-Мартинс, проходить конкурсы и сдавать экзамены, в то время как стилист-персократ будет монетизировать свою персоналию через влияние на общество. 

Настоящими серыми кардиналами индустрии персократии стали те, кто составляет списки влиятельности и «карты дружбы» – абсолютно с той же целью: завоевания значимости и социального статуса «экспертного жюри». Они, по сути, контролируют ВДЛБ – Выставку Достижений Личного Благосостояния персократов, неформально существующей по типу ВДНХ. Только для ВДЛБ демонстрации богатства не нужно: нужен только приличный социальный капитал.   

Любопытно было наблюдать, что очень многие хотят быть в этих списках. Первый список породил появление другого, второго, третьего, – все принялись обсуждать, кого в списке нет, и почему. Проявился настоящий вирусный эффект, ведь каждое медиа готово было оспорить авторитет другого. Неожиданно мы узнали, что есть крутые стилисты, – каждый с 15 000 подписчиками в телеграме и с личным каналом в Дзен. Влиятельные продюсеры, которых мы, конечно же, не запомнили, но которые организуют лучшие светские мероприятия в Москве, куда зовут всех светских инфлюенсеров-персократов. 

Эпоха персократии диктует свои законы, – так что даже те, кто привык быть в тени и «загорать открыто», в тени больше быть не хотят. Благодаря интернету они выходят в публичное пространство и постепенно завоевывают внимание широкой общественности. Будто следуя методу, сформированному Жан-Жаком Руссо: «Величайшее искусство правления заключается в том, чтобы сделать свою власть незаметной». 

*Персократия (©️ Роман Левшин, 2022) – новый социальный класс. «Персо» в переводе с латинского означает «социальная роль человека», «кратос» по-гречески — власть и господство. Все вместе буквально — «власть публичной роли».