Сергей Соловьев — один из немногих кинорежиссеров, у которых одинаково удачно получалось работать и в советское время, и после распада СССР (возможно, потому что он никогда не шел на компромиссы с системой — идеологической или коммерческой). В 60-х окончил мастерскую Михаила Ромма во ВГИКе, и хотя не во всем разделял творческие методы учителя, до сих пор считает себя многим ему обязанным. Автор более полутора десятков фильмов, многие из которых, не будучи одобрены советскими чиновниками от кино, получали призы на международных фестивалях — Берлинском, Венецианском и других. Соловьев, человек, всегда блистательно чуявший витавшие в воздухе идеи и умонастроения, — автор фильма «Асса», точнее всего запечатлевшего дух перестроечной эпохи. Экранизировал Пушкина, Чехова и Толстого. Очень любит классическое русское искусство — от произведений крепостных до литературы Серебряного века. Выпустил уже два тома своей автобиографии, которой доказал, что является еще и блистательным рассказчиком. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

город, в котором я живу

Москва

день рождения

25 августа

где родился

Кемь

город в Карелии

у кого родился

Отец – Александр Дмитриевич Соловьев, военнослужащий, работал в контрразведке, в частности, участвовал в организации прихода к власти Ким Ир Сена.

Мать – Калерия Сергеевна Нифонтова, ветеран Великой Отечественной войны.

Дед – Сергей Николаевич Нифонтов, был сослан на Соловки в 1930-е годы, там впоследствии и был расстрелян; бабушка – Евгения Ивановна, – поехала в ссылку вслед за ним.

где и чему учился

Окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М. Ромма и А. Столпера). 

где и как работал

Еще школьником играл в спектаклях Георгия Товстоногова на сцене Ленинградского БДТ.
Был ведущим детских и юношеских программ на Ленинградском телевидении, а в 1992-1997 годах на канале РТР вел тематические передачи по истории и современности российского кинематографа - был автором, ведущим и режиссером программы «САС».
С 1969-го - режиссер-постановщик киностудии «Мосфильм».

Руководитель актерско-режиссерских мастерских во ВГИКе и на Высших курсах режиссеров и сценаристов; профессор ВГИКа. 

«Почему помогаю молодым? Самое страшное время - после окончания ВГИКа, сам это пережил. Такое ощущение, что ты никому не нужен, все места уже заняты».

Президент и художественный руководитель студии «Линия кино».

Президент Международного фестиваля кинематографических дебютов "Дух огня" в Ханты-Мансийске

ученые степени и звания

Профессор

что такого сделал

Самостоятельно и в соавторстве написал множество сценариев к своим и чужим фильмам, в том числе: «Сто дней после детства», «Чужая Белая и Рябой», «Асса», «Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви», «Дом под звездным небом», «Три сестры», «2-Асса-2», «Черный монах», «Тюремный романс», "Нежный возраст" и т.д..

Издал авторский сборник «2-INFERNO-2» и трехтомник воспоминаний "Асса и другие произведения этого автора": ( I том «Начало. То да се…», II том «Ничего, что я куру?», III том "Слово за слово").

Поставил «Дядю Ваню» в Малом театре , «Три сестры» во ВГИКе, «Чайку» – в «Содружестве актеров Таганки».

дела общественные

«Я с юности ощущал в себе какие-то скрытые и как бы стыдные таланты к руководству общественной жизнью. Если бы я, допустим, захотел, то при коммунистах вполне мог бы стать большим начальником советской власти. Я, учась во ВГИКе и не платя комсомольские взносы, практически же был утвержден членом ЦК ВЛКСМ. А ведь я даже не знал, где это находится! Но ничего, кроме веселого юношеского цинизма, все эти общественные миазмы у меня в душе, конечно же, никогда не вызывали».

Был председателем Союза кинематографистов России, президентом XIX и XX Московского Международного кинофестиваля.
Неоднократно входил в жюри крупнейших международных кинофестивалей, трижды был членом жюри Венецианского кинофестиваля.

Основатель и президент Международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске.

общественное признание

Получил Государственную премию СССР за фильм «Сто дней после детства».
Награжден Золотой пушкинской медалью «За вклад в развитие, сохранение и приумножение традиций отечественной культуры» и орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РСФСР. Почетный академик Академии художеств России.

Фильмы Соловьева награждены многими призами российских и международных кинофестивалей.

известен тем, что…

Снял кинофильмы: «Станционный смотритель», «Асса» , «Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви», «Дом под звездным небом», «Нежный возраст».

«Все мои картины поначалу встречали воем критики. Не могу вспомнить ни одного своего фильма, который был бы встречен хоть как-нибудь благожелательно. Когда вышла "Асса", в прессе писали, что я старый идиот, который ничего ни в чем уже не понимает, а потому примазывается к молодому поколению и сосет их кровь. Потом фильм как-то незаметно и спокойно перетек в разряд отечественной киноклассики. "Культовая картина" и всякое такое...»

мне интересно

искусство русских крепостных художников, искусство XIX века, русский авангард

фотография

русская литература и поэзия Серебряного века

люблю

Многое, в частности, - музыку Сергея Курехина, песни Бориса Гребенщикова и Виктора Цоя

«Цоя я любил всегда, а расслышал только недавно - вдруг мой iPod, в который запихано все без разбору, нашел его и проиграл мне сразу несколько альбомов. Мне понадобилось полтора десятка лет, чтобы понять, о чем он поет».

Сережу Шнурова и группу «Ленинград»

«Я как-то сидел в Министерстве культуры на каком-то тягомотном совещании, где речь шла о том, как нам реформировать Большой театр и вообще академическое искусство. А потом поехал на Горбушку. И вдруг случайно, уже собираясь на улицу, увидел на полке пластинку, на которой было написано - "Бабаробот"...  Я ее приобрел, послушал, обалдел - а когда пришел в себя, то понял, как именно нам надо реформировать Большой театр».

семья

Дочь Анна, окончила Мюнхенскую консерваторию по классу рояля, занимается концертной деятельностью, а так же сочиняет музыку, в частности, для кино. Сын Дмитрий - художник, сценарист, актер, член СК России, занимается дизайном, веб-дизайном. Бывшие жены: актрисы Екатерина Васильева, Марианна Кушнерова, Татьяна Друбич. Особенно Татьяна Друбич.

и вообще…

«Все эти разговоры о кардинально меняющихся вкусах и временах - по большей части все-таки какая-то грандиозная, многим удобная общественная афера. В сущности же времена, конечно, неизменны, и тем ценны наша история и наша жизнь».

«Для меня... существуют только два не скомпрометировавших себя общественных института - искусство и Писание Божье».

«Искусство - это когда ты знаешь, чего никто не знает, и об этом снимаешь. Миром правит душа, а деньги... промолчу чем. А русское искусство никогда не развивалось по жанрам. Россия - вот наш "жанр", в котором мы все живем. Такое ужасающе трудноопределимое пространство».

Сергей Соловьев на «Снобе»

Показать все публикации