Ресторан при Доме архитектора в Гранатном переулке долгое время был местом если не легендарным, то, по крайней мере, очень известным. Здесь можно было встретить не только архитекторов, но и художников, актеров или людей вроде Галины Брежневой. Пускали далеко не всех, а только «своих», официально пройти можно было по членскому билету Союза архитекторов. Игорь Писарский, который закончил МАРХИ в 1984 году, помнит, как они с друзьями здесь выпивали и сколько стоили «шампань коблер» и рюмка водки. Впервые он оказался в Доме архитектора, когда ему было 12 лет: «Я до сих пор помню свои впечатления от этой роскошной лестницы, купола, библиотеки». Потом он поступил в МАРХИ, пошел в аспирантуру и даже преподавал в институте. 

В 1990-е ресторан стали все чаще и чаще использовать как место для проведения банкетов и официальных мероприятий, заведение утратило ауру знакового места, которой когда-то славилось. 

Когда чуть больше года назад к Игорю Писарскому обратились с предложением реинкарнировать ресторан, он этой идеей загорелся. 

В пятницу в Гранатном переулке Писарский собрал гостей, которые стали первыми и, возможно, постоянными посетителями этого ресторана. 

И название, и интерьер говорят о том, что необходимую атмосферу здесь создают не вещи, а люди. Никаких лишних деталей, бутафории и деланой уютности. Нейтральные бежевые стены, деревянные круглые столы на шесть-восемь человек и стулья с высокими спинками. «Это пространство либо насыщается людьми и тогда живет, либо этого не происходит, и тогда оно предназначается для свадеб и поминок», — объяснил аскетичность интерьера Писарский.  

Единственный изыск — огромный камин, на котором стоят классические гипсовые головы, и складная лампа, которую можно встретить в любой архитектурной мастерской. 

Вдоль стен развешаны рамки с одной и той же надписью: «Если вы читаете это, значит, чудесный рисунок на салфетке еще не создан вами». 

«Роскошного декора, картин известных художников мы себе позволить не могли, и мы пригласили вас, чтобы вы создали сменяемую экспозицию, — обратился к друзьям-архитекторам со сцены Писарский. — Лучшие образцы будут экспонироваться уже сегодня». 

Гости тут же отреагировали на призыв: слегка отодвинув тарелки и рюмки, многие из них принялись что-то набрасывать. 

Игорь Писарский отметил, что это не презентация ресторана, а первый рабочий день, поэтому программа особенная и меню специальное. Гости заулыбались, читая в меню хорошо знакомые слова: «лепнина» (пельмени), «сплошняк» (винегрет), «тубус», «смежники» и так далее. 

Писарский уверен, что самым востребованным напитком была и остается водка, которую тоже не оставили без внимания. 

 

Под специальной программой имелось в виду прежде всего выступление Евгения Маргулиса и Бориса Уборевича-Боровского, которые должны были петь блюз. Писарский пообещал целый блюз-фест. 

Это, может быть, слишком громко сказано, но выступление Евгения Маргулиса привело в движение буквально всех: в дверях пританцовывали жены и девушки архитекторов, сидевшая за столиком у сцены вместе с Максимом Галкиным Алла Пугачева подпевала Маргулису, привычно обмахиваясь веером.

Вообще в зале была приятная суета: официанты то и дело передавали стулья, вносили дополнительные столы — стоял такой шум, будто друзья собрались после долгой разлуки. Между столиками было не протиснуться, поэтому многие, увидев знакомых, начинали радостно махать руками. 

Посмотреть на новый ресторан пришли Сергей Скуратов, Самвел Аветисян и Максим Кантор, который тоже нарисовал картинку на салфетке. В разгар вечера, когда гости стали подсаживаться за соседние столики, а официанты подносили все новые и новые блюда, Писарский как-то по-домашнему закурил сигару и с чувством выполненного долга выдохнул облако дыма. 

Станет ли ресторан «Архитектор» таким же модным, каким был лет 20 назад, пока трудно сказать, но местом для встреч и ностальгии он, похоже, уже стал. Борис Уборевич-Боровский перед своим выступлением рассказал мне, каким «Архитектор» был раньше и каким он хотел бы видеть его сейчас.