Редакция попросила составить перечень наиважнейших событий 2010 года. Я согласился, но не рискнул взять всю ответственность и попросил помочь профессионалов-экономистов, чей авторитет ни у кого не вызывает сомнения. В результате мы набрали девять событий. Могли бы, конечно, и закрыть десятку, но подумали, что пусть это будет сделано силами наших добрых читателей. Пишите, пожалуйста, ваши версии, а победит та, которая соберет больше поддержек.

1. Сергей Гуриев. Запрет на экспорт зерна вследствие засухи.

Это решение противоречит правилам Таможенного союза и свидетельствует, что российская экономическая политика по-прежнему абсолютно непредсказуема. Наш коммент: По оценке правительства РФ в результате засухи 2010 года недобор зерна в стране составил более 30 миллионов тонн, и премьер Владимир Путин ввел запрет на экспорт зерна из России до конца года — 31 декабря. 1 сентября запрет на экспорт зерновых был частично снят: разрешен экспорт зерна для гуманитарной помощи и по международным договорам России. Из-за неблагоприятных видов на урожай в США рост мировых цен на зерновые в будущем году прогнозируется на 35-40% (уже сейчас майские фьючерсы превышают текущие спотовые цены на 10%). Однако российские компании-экспортеры пока не могут сыграть на этом: эмбарго, по оценкам экспертов, продлится до середины следующего года.

Как росли мировые цены на пшеницу в 2010 году

2. Андрей Шаронов, Сергей Гуриев. Решение о приватизации крупнейших государственных компаний

Андрей Шмаров: Речь идет, в частности, о таких компаниях, как «Роснефть» (продается 25%), Сбербанк (7,6%), ВТБ (35%), РЖД (25%), Объединенная зерновая компания (все 100%). Их приватизация — стратегически очень верное решение, с одной стороны, государство устраняется из бизнеса (это не его дело), с другой — возмещает дефицит бюджета. Остается открытым вопрос о том, как будут потрачены эти деньги: если по-кудрински закопаны в очередной стабфонд, а затем бездарно инвестированы в чужую экономику (например, американские облигации) — плохо, а если вложены в развитие национального народного хозяйства, то, возможно, будет толк.

3. Сергей Гуриев. Начавшаяся дискуссия о повышении пенсионного возраста в России

Андрей Шмаров: Как показывает опыт европейских стран, решение это крайне трудное, но необходимое. Стареющее население, уменьшение доли молодежи и людей в активном трудоспособном возрасте, неэффективная миграционная политика делают российскую пенсионную систему безнадежно дефицитной. Этот дефицит будут покрывать из бюджета, а для пополнения последнего уже сейчас планируют ободрать до костей малый и средний бизнес.

4. Андрей Шаронов. Нереально большой дефицит бюджета, заложенный на 2011 и особенно на 2012 год, как следствие взятых огромных социальных обязательств в предкризисные тучные годы. Это грозит включением печатного станка и обрушением рубля даже при относительно высоких ценах на нефть (70-80 долларов за баррель).

5. Павел Теплухин. Начало мировой валютной войны. Пострадавшими окажутся страны, не обладающие большим арсеналом инструментов денежной политики.

Андрей Шмаров: Первыми начали бразильцы, озаботившиеся в сентябре укреплением реала и выбросившие на рынок дополнительную ликвидность. Но это так, баловство... Настоящие же мастера валютных войн — китайцы, практикующие заниженный курс юаня вот уже лет 20, и особенно японцы, выстроившие на слабой иене всю свою экспортно ориентированную экономику. Сейчас по их пути идут Штаты — те самые регулярные количественные смягчения ФРС.

6.Павел Теплухин. Начало масштабной добычи сланцевого газа в США (крупнейшим в мире потребителе энергоресурсов). Последствия краткосрочные — постепенное снижение потребления российских энергоресурсов, долгосрочные — снижение цен на основной российский экспортный товар.

Андрей Шмаров: По поводу сланцевого газа мы здесь уже подискутировали.

Юлий Либ: Несколько месяцев назад упоминал сланцевый газ в качестве потенциального могильщика «Газпрома» в дискуссии с Н. Злобиным, а он мне не поверил... Но «Газпром» — краеугольный камень и основа основ, наша сила и наше все... Если «Газпром» накроется, что останется? На «модернизацию» как на спасение будущего сейчас рассчитывать не приходится... Вот и образуется одна причина революции десятых.

Андрей Шмаров: Очень мне кажется сомнительной история со сланцевым газом, Юлий. Уж больно дорого он обходится: стоимость бурения раз в пять выше, чем для традиционного, при этом скважины работают не по 30-40 лет, а лет 5-10 максимум. Ведь его история известна очень давно (из сланцевого газа немцы во время войны делали синтетический бензин). Да, Штаты наращивают добычу, но пока я не слышал, чтобы какая-то газовая компания страшно обогатилась на этом деле, а ее акции стали бы хитом NYSE или LSE.

Алексей Фридлянд: Это абсолютно не так, Андрей. Сланцевый газ стоит 4-5 долларов в зависимости от ресурса, обычный стоит 1-3 доллара. Но объем ресурса превышает обычный в десяток раз. А вероятность успеха поднимается на 25-30% после первых десяти скважин. Средняя кривая «жизни» иногда длиннее, а иногда короче. А уж во втором параграфе еще больше ошибок: сделки совершаются каждую неделю. Проблема «Газпрома» (как и «Роснефти») в ужасно смешной неэффективности реинвестиций. Обхохочешься. Особенно когда сравниваешь с западными компаниями или даже с китайскими. Ресурсы износятся, а компания доится государством, как и положено ресурсной государственной компании нормальной страны третьего мира.

7. «Сноб». Успех российской программы «Авто в обмен на драндулеты». «АвтоВАЗ» эта программа реально вытащила из пропасти: завод ожил, нарастил производство и стал бить рекорд за рекордом по выпуску своих малолитражек. Но как бы эта победа не стала пирровой, поскольку в лидерах спроса оказались самые дешевые и безобразные модели «классики»… Какая уж тут модернизация, зачем… Впрочем, и на ВАЗе, и в правительстве это понимают и всячески стараются выстроить отношения со стратегическим партнером — альянсом «Рено»-«Ниссан». Это подтверждает и глава последнего Карлос Гон, считающий очень вероятным доведение своего пакета в «АвтоВАЗе» до контрольного (в этом случае той самой «классике» точно настанет окончательный и бесповоротный «абзац»).

8. «Сноб». Триумфальный успех планшетных компьютеров iPad. По словам Стива Джобса, в первый день было продано около 300 тысяч iPad, скачано 250 тысяч книг и около 1 миллиона приложений. Значимый рубеж в 1 миллион проданных компьютеров iPad достигнут за 28 дней — период, более чем в два раза короче соответствующего для iPhone (74 дня). А 14 апреля 2010 года на сайте Apple было опубликовано сообщение: «Столкнувшись с неожиданно высоким спросом в США, мы вынуждены принять непростое решение: начало продаж iPad за пределами США переносится на месяц — до конца мая. Мы объявим цены iPad для разных стран, а также начнем прием предварительных заказов за пределами США 10 мая».

9. Владислав Бородулин (директор по развитию аэропорта Пулково). Восстановление российского рынка авиаперевозок. В 2010 году масштабы деятельности Пулково выросли на 30%, вернулись на докризисный уровень в абсолютном значении и восстановили докризисную быструю динамику роста.

Андрей Шмаров: Судя по некоторым данным, рост авиаперевозок произошел главным образом за счет чартеров. То есть в 2009 году поджались, сэкономили, провели отпуск на даче, а в нынешнем с деньжатами стало получше, и все массово рванули на родную Туретчину. Все-таки молодцы турки: прямо на глазах, буквально за последние лет 15 создали и современную качественную легкую промышленность со вполне добросовестными национальными брендами, и отличную индустрию отдыха. А мы первую отдали Китаю, а вторую — туркам и Египту, мол, нате, братаны, пользуйтесь.