Кино на «Снобе»: высота семейной жизни в мультфильме «Моя мама — самолет»
Юлии Ароновой 35 лет. Сначала она училась во ВГИКе на художника-постановщика игрового кино, потом — на художника анимационного кино, в мастерской Аркадия Тюрина. Мультфильмы рисует с 2004 года, тогда вышла ее дебютная работа «Жук, корабль, абрикос», участвовавшая в конкурсной программе Суздаля. С тех пор Аронова приезжает в Суздаль с каждой новой своей короткометражкой («Эскимо», «Мать и музыка», «Камилла»). «Моя мама — самолет» — ее последняя на сегодня анимационная картина, признание в любви всем мамам. Фильм был показан, помимо фестиваля в Суздале, на КРОКе, Chiсago Int Film Festival, Show of Shows в Лос-Анджелесе, фестивалях в Сан-Франциско и Анси: «Мой самый главный приз мне вручил Игорь Ковалев на КРОКе — приз Александра Татарского "Пластилиновая ворона" за высший пилотаж». Онлайн-премьера — у нас.
Точка, точка, запятая. Что дает анимационное образование, не знаю. Во ВГИКе я училась рисовать. У нас не было специального анимационного образования. Не было практики кино. Нас растили как художников. Мы все время рисовали. Аниматором можно стать без образования, примеров очень много.
Что внутри, что снаружи. В определенный момент я захотела создавать что-то свое. Маленькое, в размер комнаты, такой мир, в котором можно без подъемного крана приклеить крышу на дом. Или вырезать дверь макетным ножом, или нарисовать лес, или все что угодно… Анимация — это твой внутренний мир снаружи. В какой-то момент я просто начала снимать.
Как хорошо под маминым крылом. «Моя мама — самолет» я придумала из женщины с крыльями, у нее был муж-пароход и дети-машинки. Я искала парадоксальный образ. Парадоксальный персонаж. Искала то, что меня саму бы удивило. Я люблю удивляться во время просмотра кино. Особенно когда это происходит неожиданно. Это так здорово. А когда все предсказуемо, смотреть неинтересно.
Родня. Для меня это, конечно же, история про маму, которая самая-самая лучшая. Оказалось, что это прежде всего про мою собственную маму. Я и не знала, что снимаю про нее. Вообще, самое сложное — это было все придумать.
Довольно простоты. Техника обусловлена историей. История простая — и техника простая. Поэтому изображение довольно примитивное — история и образы для меня были важнее, чем красота кадра. Хотелось, в общем, сделать просто.
Не выходя из дома. Фильм финансировался Министерством культуры. Бюджет небольшой. На фильм хватило! Я не знаю, сложно ли находить деньги, это работа продюсера. Но ограничения, финансовые в том числе, работают на автора. Так что, не будь их, и кино получалось бы другое. Работать мне, например, удобнее дома. У меня есть специальное место, чтобы работать. Оно мне помогает.
На безлюдье. В современной российской анимации главная проблема — в отсутствии людей. Очень мало взрослых, зрелых, мудрых, профессиональных людей, занимающихся анимацией.
«Они называют его трогательным». «Старшие» аниматоры сказали мне, когда посмотрели работу, чтобы я не останавливалась на достигнутом: «Делай дальше». Зрители же на фильм, кажется, тоже хорошо реагируют. Они называют его трогательным.
Товарищи из-за рубежа. Летом я ездила на фестиваль Show of Shows Рона Даймонда. Мы посетили все топовые анимационные студии Калифорнии. В том числе и Pixar. Это было очень интересно. Самой мне нравятся осязаемые и живые вещи, кукольные и рисованные фильмы. Марионетки «Маппет-шоу», кукольная «Каролина». Любая техника стремится к прогрессу, везде новшества! В 3D для меня самый передовой Дэвид О’Рейли, который стряхнул с героев реалистичные фактуры и оставил шару грани. Если говорить о студиях, то тут мне нравится Aardman. Нравится, что они, найдя свой стиль, продолжают экспериментировать и делать нетипичные для них вещи.
Дома для аниматоров. Анимационные студии в Лос-Анджелесе очень красивые, везде оливковые сады. Они все светлые, с большими окнами, а в окнах — океан. В Pixar офисы разделены боксами, в которых работают аниматоры. Аниматоры строят из этих боксов мини-домики. Очень симпатичные. Кто-то живет в розовом с крышей, у него искусственный газон и плюшевая овчарка на поводке сидит у двери. Кто-то построил паб, а один самый известный — это потрясающий бокс — салон разбившегося кукурузника в районе Амазонки. Стены обшиты металлическими пластинами, полукруглые, как в самолете. Все по-настоящему: на столе карты, навигационные приборы, мы как бы в кабине пилота, в потолке трещина от аварии, оттуда пробивается солнечный лучик (там лампочка). Это настоящая мини-декорация, сделано фантастически! Там сидит и работает аниматор. Здорово? Такая система мини-домиков есть и на других студиях, но в Pixar развита больше всего. Люди на студиях передвигаются на самокатах и роликах, в перерывах играют в игровые автоматы, в футбол или баскетбол, развлечений много. На каждой студии своя экспозиция. Эскизы, куклы, подготовительный период, раскадровки. Это самое интересное, необыкновенные живые персонажи, каждого хочется украсть, вот он кукольный, вот перекладка из каких-то газет, вот маслом, вот пером, а потом бац — и он обретает свое изображение в 3D, и тут же становится как все.
Долгоиграющая работа. Сейчас работаю над серией в анимационном сериале. Это оказался очень ценный опыт. Пока проект не очень афишируют. Это детский сериал. Мне было интересно, я же никогда не делала сериалов.
Другие фильмы проекта:
Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу [email protected].