
Кино Победы: от «Непобедимых» Герасимова до фильма-предсказания Пырьева
Николай Крючков
Актер
1911–1994
Его не пустили в действующую армию, посчитав, что на экране он будет полезнее, чем в бою. Крючков оправдал возложенные надежды: играл в кино, ездил с концертными бригадами и писал для солдат песни — например, ту самую про «вязаный шарф» из «Фронта». Летчик Луконин, боец Горлов и другие персонажи Крючкова стали для солдат на передовой такими же «своими», как однополчане. В 1942 году актер упал в голодный обморок прямо на съемочной площадке в Алма‑Ате — тогда он снимался одновременно в четырех фильмах. Врачи диагностировали истощение, но через три дня Крючков сбежал из госпиталя — торопился продолжить играть.
Актер с детства привык бороться: он родился в рабочей московской семье на Пресне, рано лишился отца, умершего от последствий ранений Первой мировой, и остался единственным выжившим из семерых детей — остальных унесли болезни. Перенесенный в юности тиф навсегда оставил след — голову актера слегка клонило набок, за что его когда-то прозвали «Колькой Кривым».
Хоть сам Крючков на фронт не попал, его работа в кино порой требовала не меньшего мужества и была связана с риском для жизни. Так, на съемках фильма «Фронт» актер едва не погиб, играя лейтенанта Горлова. Крючков принципиально работал без дублеров и в одной из сцен сам лег в окоп под движущийся танк. Когда эпизод был отснят, он не смог выбраться. На площадке началась паника — мерзлую землю спешно разгребали руками, опасаясь ранить актера лопатой. Когда Крючкова наконец извлекли, его с трудом узнали из-за мертвенной бледности.
Сергей Герасимов
Режиссер, сценарист, актер
1906–1985
Герасимов заканчивал монтаж экранизации лермонтовского «Маскарада» в ту самую ночь, когда началась война. Он быстро понял, что зрителям теперь нужно иное кино, и уже вскоре снимал «Непобедимых» на улицах блокадного Ленинграда — в короткие перерывы между бомбежками и обстрелами. Его фильмы показывали не только подвиги фронта, но и ежедневный героизм тыла. В 1945‑м Герасимов снимал хронику исторических событий: Ялтинскую конференцию, освобожденные Берлин и Прагу. Однако главным вкладом в память о войне стала «Молодая гвардия» (1948) — пронзительная история юных подпольщиков, в которой играли студенты ВГИКа, многие из которых сами прошли фронт.
Начало войны Герасимов и его жена, актриса Тамара Макарова, застали в Ленинграде. Как известные деятели культуры, они могли эвакуироваться, но приняли решение остаться в осажденном городе. Условия были нечеловеческими: как вспоминал режиссер, квартиры вымерзли, приходилось жить в гостинице «Астория», где температура в номере не поднималась выше нуля, а в ванне стоял лед. Голод и холод стали привычными спутниками жизни.
Но Ленинград, по наблюдению Герасимова, проявил феноменальную стойкость. Горожане научились существовать и работать в обстановке непрекращающихся обстрелов и бомбежек, когда опасность стала обыденностью — уже не удивляли надписи, предупреждающие, что определенная сторона улицы находится под огнем. Именно в этих тяжелейших условиях, вместе с Михаилом Калатозовым — будущим режиссером картины «Летят журавли», — Герасимов снял фильм «Непобедимые». Эта лента стала первой полнометражной художественной картиной о Великой Отечественной войне, созданной непосредственно в блокадном городе.
Сергей Эйзенштейн
Режиссер, теоретик кино
1898–1948
С началом войны Сергей Эйзенштейн эвакуировался в Алма‑Ату, где его гений нашел новое применение: он работал над созданием патриотических фильмов, вдохновлявших народ на борьбу. В этот период он снял «Ивана Грозного» — мощное историческое полотно, проводившее параллели с борьбой русского народа против захватчиков в разные эпохи. Эйзенштейн использовал свой талант для создания образов мужества и стойкости, напоминая о славном прошлом и вселяя веру в грядущую победу. Первая часть дилогии вышла в 1944 году.
Работа над «Иваном Грозным» началась на «Мосфильме» еще в 1941 году, но война прервала подготовительный этап. Студию эвакуировали в Казахстан, и съемки первой части проходили уже в Алма‑Ате, на базе только образованной Центральной объединенной киностудии. Условия были тяжелейшими: острая нехватка техники, реквизита, костюмов и очень сжатые сроки. Съемки стартовали в 1943 году.
Декорации приходилось возводить из подручных средств — когда закончилась фанера, щиты мастерили из местного кустарника чия. Эскизы костюмов режиссер рисовал сам и лично контролировал их пошив. Ценный реквизит — златотканые ризы, массивные подсвечники, алтари — частично привезли из Москвы, частично собирали по всему Казахстану. Начальник цеха реквизитов Глеб Шандыбин вспоминал, как Эйзенштейн часами разбирал предметы, объясняя значение каждой детали: «Мелочей для него не было, всему, чему суждено было попасть в кадр, он уделял исключительное внимание, каждая деталь реквизита играла в фильме свою роль, имела свой "голос" в кадре».
Несмотря на все трудности, первая серия «Ивана Грозного» была завершена и получила высокую оценку, в том числе Сталинскую премию. Сам Чарли Чаплин позже называл картину Эйзенштейна «высшим достижением в жанре исторических фильмов». Судьба второй части оказалась иной — она вызвала резкую критику властей и была запрещена к показу. Известно, что Эйзенштейн напрямую обращался к Сталину по поводу условий работы в эвакуации и позже лично обсуждал с ним и другими руководителями содержание второй серии фильма.
Николай Черкасов
Актер
1903–1966
Война забрала у актера дочь (она погибла в блокадном Ленинграде), но он все равно находил силы выступать перед бойцами и даже создал агитбригаду. Для «Ивана Грозного» Черкасов снимался по ночам, потому что днем вся электроэнергия уходила на заводы. Его Александр Невский (фильм 1938 года) стал настолько народным образом, что в 1942‑м портрет актера лег в основу ордена имени князя.
Войну Черкасов встретил в Ленинграде. С первых дней он, как и многие ленинградцы, искал, чем помочь фронту. Вдохновленный обращением Сталина 3 июля 1941 года («Братья и сестры…»), записался в народное ополчение, чтобы встать на защиту родного города. Вскоре командование предложило организовать театр, который бы объединил вступивших в ополчение артистов, писателей, режиссеров, музыкантов. Возглавить этот необычный коллектив, позже названный «агитвзводом», поручили Черкасову.
Труппа с воодушевлением взялась за работу: искали острые, понятные формы политической сатиры, быстро готовили репертуар. Уже в конце июля агитвзвод показал свою первую программу — «Прямой наводкой». Она состояла из злободневных сатирических номеров: сценка «Сон в руку» показывала встречу Гитлера с историческими завоевателями, битыми на русской земле, а пародия «Случай в сумасшедшем доме» высмеивала фашистскую расовую теорию. Особенно зрителям полюбился комический дуэт Гитлера и Геринга. Сам Черкасов часто начинал или заканчивал выступления, читая знаменитый монолог профессора Полежаева или финальную речь своего легендарного Александра Невского.
Иван Пырьев
Режиссер, сценарист
1901–1968
Ветеран двух войн, Пырьев сразу записался добровольцем на фронт, не успев доснять музыкальную комедию «Свинарка и пастух». Но Сталин вернул режиссера на площадку, убежденный, что даже в тяжелые годы людям нужно жизнерадостное кино. Фильмы Пырьева помогали измученным зрителям хотя бы ненадолго отвлечься. В 1944‑м он снял «В 6 часов вечера после войны», найдя в себе смелость и веру заранее показать людям, как выглядит Победа.
Возвращение Пырьева на съемочную площадку «Свинарки и пастуха» произошло на фоне массовой мобилизации, затронувшей и кинематографистов. Многие сотрудники «Мосфильма» ушли на фронт — всего около 950 человек, из которых 146 погибли. Актера Владимира Зельдина, игравшего в картине Пырьева, призвали прямо со съемок в танковые войска, и режиссер последовал его примеру, записавшись добровольцем. Решение вернуть их и возобновить работу над комедией в разгар войны принадлежало Сталину — тот считал, что жизнеутверждающее кино необходимо для поднятия боевого духа.
Завершать фильм пришлось в тяжелейших условиях. Сцены знакомства героев на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ныне ВДНХ) снимали во время битвы под Москвой. Работе мешали сигналы воздушной тревоги и звуки выстрелов — съемку приходилось прерывать, так как звук писали прямо на площадке. Несмотря на все трудности, премьера картины состоялась в ноябре 1941 года. Фильм имел огромный успех, а его создатели получили Сталинскую премию. Газета «Правда» писала, что советский народ сражается именно за такой мир, какой показан в этой ленте.
Перейти в спецпроект «Стена Победы»
Портреты героев: ТАСС, РИА Новости, Wikipedia
Над спецпроектом работали:
Авторы:
Илья Склярский, Егор Спесивцев,
Алексей Черников, Александр Юдин,
Никита Ерофеев, Алексей Синяков
Фоторедактор:
Лена Грачева
Каллиграфия, иллюстрации:
Лика Сочкина
Дизайн:
Артем Алексеев
Верстка:
Ольга Скворцова
Разработка:
Василий Волошин, Наталья Фурсеева
Продюсеры:
Чермен Дзгоев, Валерия Тищенко