Андрей Курпатов: Настало время менять гаджеты на людей
Ɔ. Вы предлагаете читателю «красную таблетку». Почему она лучше синей?
Лучше или хуже — не мне судить. Каждый сам решает, смотреть ему правде в глаза или нет. Но от реальности, сколько ее ни приукрашивай и ни маскируй, в любом случае не уйти.
Современная наука поставила под сомнение наш любимый миф — миф о величии «человека». Антропоцентрическая культура обанкротилась: мы понимаем, что внеземные цивилизации, скорее всего, существуют, что животный мир куда сложнее, чем мы привыкли о нем думать, что искусственный интеллект скоро даст нам фору. При этом человечество стремительно идет к оболваниванию самого себя.
Такова правда. Поэтому на титульном листе «Красной таблетки» я попросил издателя сделать две пометки: «для интеллектуального меньшинства» и «абсолютно не рекомендована тем, кто готов по любому поводу оскорбиться». Эту книгу, несмотря на то что она написана просто и доступно, я бы всем подряд не рекомендовал.
Ɔ. Возможно ли совмещать употребление «синих» и «красных таблеток»?
Это неизбежно: голой правды, как, впрочем, и «сокровенной истины» нам никогда не узнать. Наш мозг защищается и прячет от нас наши психологические комплексы и бесчисленные противоречия. Мозг помогает нам сохранять целостность собственной личности. Это лишь иллюзия, фикция, однако мы держимся за нее и совершаем ошибки. А мозг тут же делает все, чтобы мы не замечали собственных глупостей, не осознавали, насколько бессмысленны многие наши ожидания, ценности и поступки.
Так же и с «истиной»: наши познавательные способности обусловлены эволюционной необходимостью и потому весьма ограниченны. Природа, например, не готовила нас к пониманию мира квантовой физики, а потому он для нас полон парадоксов — полумертвых котов, относительности, дополнительности, неопределенности, запутанности и прочей «чертовщины». Природа не готовила нас и к пониманию собственной психики. Мы с вами даже бы не знали, что у нас есть мозг, если бы нам об этом не рассказали в школе на уроках биологии. Так что от фундаментальных психологических иллюзий — этих «синих таблеток» — нам никогда не избавиться.
Нейрофизиология показала, например, что у человека нет никакого «я». Но мы привыкли себя с этим «я» идентифицировать: мы его ценим, любим, защищаем, холим и лелеем. Но это лишь досадное недоразумение: мы — это наш мозг, а вовсе не какое-то «сознательное “я”».
От этой иллюзии не избавиться. А если вы вдруг потеряете уверенность в своем «я» — поверьте мне, достаточно скоро вы окажетесь в психиатрической больнице. Так что «синие таблетки» даны нам по умолчанию. «Красные» придется принимать. И я не уверен, что это слишком уж приятное занятие.
Ɔ. Что вы могли бы сказать про заблуждения?
Все просто: нам дан мозг — он и есть мы, и надо научиться им пользоваться. Если вы знаете механику, которую использует ваш мозг, принимая решения, у вас больше шансов получить то, в чем вы на самом деле нуждаетесь.
Мы с коллегами запустили специальный проект, он называется «Академия смысла». По сути, это система интеллектуального образования нового формата. Участники «Академии» занимаются в небольших группах, выполняют специальные задания и получают результаты от применения научных знаний на своем собственном опыте.
Просто развенчивать заблуждения — бессмысленно. Пока человек не получил соответствующий опыт, он блуждает в трех соснах своих нарративов. А «иллюзия понимания», от которой все проблемы, остается девственно нетронутой.
Ɔ. Что должно произойти с человеком в результате преображения от «красной таблетки»? Можно ли «откатить» «настройки» назад до «синей таблетки», если преображение не понравится?
На первых этапах обучения в «Академии смысла» многие участники переживают что-то подобное: мол, верните все как было, хочу обратно свои иллюзии! Но, поверьте, этот этап длится недолго.
Это невероятный кайф — столкнуться с реальностью, выйти за пределы своих нарративов, увидеть хотя бы краешком глаза то, что происходит с нами на самом деле. Испытав это, отказываться от нового видения уже не хочется.
Ɔ. Всем ли подходит путь «красной таблетки»? Какие есть исключения?
Вспомните пометку на титуле — «для интеллектуального меньшинства». Дальнейшие уточнения будут выглядеть неделикатно.
Ɔ. Тем, кто дорожит своей «картиной мира», лучше остаться при своих — «синих» — таблетках. Как говорит Александр Невзоров: «Наличие убеждений — это первый признак глупости». Но, возможно, кому-то его глупость дорога. Как можно на это посягать?
Впрочем, не следует обольщаться: глупости, которые мы исповедуем и считаем «своими убеждениями», не являются нашими. Они порождены культурной средой, в которой мы сформировались и обитаем, что доказано когнитивистами и поведенческими психологами. Страдать по собственной глупости — это еще куда ни шло, а просто подхватить «убеждения» как инфекцию и не желать от них избавиться — это, на мой взгляд, странно.
Ɔ. Из-за связи этих таблеток с фильмом «Матрица» хотелось бы понять, какой вы видите матрицу, в которой живут люди?
Фильм «Матрица» — это лишь растиражированный образ. Идея же отнюдь не нова и не принадлежит Вачовски. У «матрицы» куда более мощное философское основание — знаменитая «пещера Платона» или, например, «бабочка Чжуан-цзы».
С точки зрения нейрофизиологии все достаточно просто: вся реальность, с которой мы имеем дело, продуцируется нашим мозгом. То есть вся наша реальность в определенном смысле нереальна, искусственна. Через нехитрый набор рецепторов наш мозг получает аналоговый сигнал — фотоны света, падающие на сетчатку глаза, колебания воздуха, толкающие барабанные перепонки, химические вещества, воздействующие на обонятельные и вкусовые рецепторы, и так далее.
Мозг преобразует этот сигнал в по сути цифровой, и уже он поступает в соответствующие зоны коры головного мозга, где мы и воссоздаем действительную реальность по этим хлебным крошкам.
Ɔ. В аннотации книги сказано, что «красная таблетка» поможет человеку достичь лучшей жизни. Что именно нужно для лучшей жизни: счастье, радость, спокойствие?
Эффективность. Понятно, что это тоже абстракция. Но что поделать, любое определение — это, как известно, гробик для мысли. Мы обречены на свой мозг. Это мозг крупного примата: он запрограммирован защищаться от внешних угроз, строить социальные отношения и стремиться к продолжению рода. Все остальное дано нам культурой, и здесь неизбежно возникает конфликт: мозг запрограммирован на одно, культура требует от нас другого. Сшить все это без шрамов не представляется возможным.
Таким образом, у нас как минимум две проблемы, и обе они объективны.
Первая проблема: нужно куда-то деть ту психическую энергию, которую вырабатывают клетки нашей ретикулярной формации. Они вырабатывают ее с избытком, но хищники за нами по джунглям не бегают, бороться за власть больше не с кем — на дворе победа индивидуализма, «личных мнений» и лайков в Instagram, наконец, даже секса — сколько пожелаешь (тиндеры, порнография). Так что нам с этой психической энергией делать? Куда и как утилизировать?
Вторая проблема: конфликт базовых потребностей с культурным «габитусом» — как сочетать эти вещи? Честно говоря, у нас это получается не слишком хорошо. Отсюда и все наши бессмысленные «страдания» и столь же бессмысленные мечты о «счастье».
Короче говоря, мы — это наш мозг, и мы же должны научиться что-то с ним делать, чтобы не мучиться там, где не надо, и быть эффективными там, где это нужно. В каком-то смысле нам нужно научиться перепрыгивать через собственную голову. Если получается — это эффективно.
Ɔ. Что в современном мире сильнее всего действует как «синяя таблетка»? А что — на протяжении истории человечества?
Ричард Докинз известен как яростный борец с религиозным мировоззрением. Но его главное научное достижение — формирование стройной теории «эгоистического гена».
Согласно этой теории, в эволюционном естественном отборе участвуют не конкретные особи и даже не виды, а конкретные гены. Это они борются за то, чтобы размножиться, а мы все — лишь орудия этой их борьбы.
Описав этот механизм, Докинз задумался о том, что такое культура, и, по аналогии с геном, ввел понятие «мема» — минимальной единицы культурной информации. Это вовсе не «интернет-мемы», а именно единицы смыслов, которыми мы оперируем, взаимодействуя друг с другом. Средства передачи этих мемов от эпохи к эпохе меняются, но суть остается неизменной — мы заражаем друг друга какой-то информацией, а она использует наши мозги, чтобы размножаться и заражать окружающих.
Теперь просто подумайте о том, что является главным способом передачи культурной информации в каждом конкретном обществе, и вы узнаете, как мы порождаем наши массовые заблуждения — можете начать с мифов Древней Греции, сказок Андерсена и закончить программой «Время».
Ɔ. Какие три совета вы могли бы дать для того, чтобы начать меняться и менять свою жизнь в лучшую сторону?
Во-первых, осознать собственную ограниченность. Как показывают исследования социальных психологов, все мы считаем себя «выше среднего» во всем, чем бы ни занимались. Что само по себе, конечно, очень забавно, ведь среднее на то и среднее, чтобы многие из нас были ниже этой черты, а часть — выше. Но нет, мы все в полном восторге от своих компетенций, а потому нам сложно их наращивать.
Во-вторых, изучать то, что наука выяснила о человеке. До тех пор, пока мы не сможем адекватно взглянуть на самих себя, пока не увидим, как наш собственный мозг нас дурит, надеяться на то, что мы проживем достойную жизнь, как минимум наивно.
Итак, критическое мышление и научное знание.
Наконец, в-третьих: ограничение информационного потребления и большее взаимодействие с другими людьми не «по делу», а просто потому что они вам реально интересны и важны.
Искренняя заинтересованность в другом человеке — это сложный навык, который, вы удивитесь, тренирует наш мозг. Если этот навык утрачивается, то мы глупеем, хотя и не замечаем этого. А чем хуже с мозгом, тем и жизнь хуже. В общем, настало время менять гаджеты на людей — не ради них, а ради самих себя.
Книга Андрея Курпатова «Красная таблетка» продается в онлайн-магазине Ozon.ru и в книжных магазинах.
Автор интервью: Александр Косован